Горький. Раннее творчество презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Известный русский философ XX века Н.А. Бердяев так отзывался о начале творческого пути М. Горького: «Горький выступил в литературе со своим освежающим словом и в первых рассказах своих был силен, оригинален и талантлив. Нужно было миру рассказать о босяках и их бунте. Эта новая сила босячества действовала ослепительно на современное общество и имела успех в самых буржуазных кругах... Все признали, что босяки Горького - сила бунтарская и революционная» («Революция и культура»).
Раннее творчество Горького (девяностые годы XIX века) представляют два потока, творческое и реалистическое начала, сливающиеся в единое художественное целое. Писатель стремится уйти от серой, будничной жизни в мечту и сказку. Он был уверен, что «настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого такого..., чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, - жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче» (Из письма к Чехову, 1900 год).
Такая установка приводит к созданию целого цикла романтических произведений: «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Хан и его сын», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».
Важнейшей чертой романтического творчества Горького исследователь В.В. Михайловский считал образ «прекрасного мира», чьими представителями являются исключительно цельные, яркие, сильные, смелые натуры, очерченные резко, без полутонов: Лойко Зобар, Рад- да, старый хан, Данко, Сокол... Писатель откровенно любуется ими, неслучайно подчеркнута их внешняя красота. Вот, к примеру, как представляется молодой цыган Лойко Зобар: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь! Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете».
А вот описание цыганки Радды: «Ты Нонку мою знаешь? Царица-девка! Ну, а Радду с ней равнять нельзя - много чести Нонке! О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает» («Макар Чудра»),
А вот общий портрет молдаван, молодых сборщиков винограда: «Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые. Их волосы, шелковые и черные, были распущены, ветер, теплый и легкий, играя ими, звякал монетами, вплетенными в них. Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он словно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее» («Старуха Изергиль»).
Главное в героях ранних романтических произведений Горького - активное отношение к жизни, способность бороться за свои нравственные идеалы и отстаивать их даже ценою своей жизни. И дело даже не в смерти героя, хотя мотив смерти в таких ситуациях устойчив (погибают Радда и Зобар, погибает Данко, погибает Сокол), а в идеях, которые они защищают. Лойко Зобар не может уронить честь и унизиться даже перед горячо любимой девушкой; умирая, Сокол мечтает лишь о том, чтобы еще раз подняться в свободное пространство неба и сразиться с врагом напоследок; ценой своей жизни Данко, вырвав из груди пылающее сердце и освещая им путь, выводит людей из гиблого леса. Но память о них не умирает. Прекрасная история любви Зобара и Радды живет в рассказах Макара Чудры; о гибели гордого Сокола слагает торжественную песнь море и, рокоча и ударяя волнами о прибрежные скалы, исполняет его; искры от пылающего, любовью к людям сердца Данко все еще появляются в степи перед грозой...
Истоки романтического искусства писатель находит в интернациональном фольклоре народов Поволжья, Крыма, Кавказа, цыган, молдаван...
Природа является обязательной частью «прекрасного мира». Природа выступает как бы действующим лицом в ряде рассказов: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»... И сам рассказ обычно звучит на просторе, сливаясь со свободой стихией моря, степи, ветра, неба.
Вот, например, как открывается рассказ «Макар Чудра»: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степень, справа - бесконечное море и прямо против меня - фигуру Макара Чудры, старого цыгана...»
А легенда о Данко завершается таким описанием: «И вот лес расступился перед ними, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река... Был вечер, и от лучей заката река казалось красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко...»
И подобных примеров можно приводить множество.
А.В. Луначарский заметил, что никто до Горького не создал такого фона, он «почти не может йодойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звезды и вся несказанная палитра небесного свода с изменчивым волшебством облаков».

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса - пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.
Выступив, как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настроению. В 1920 г. он писал: «Я начал свою работу возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - С.214. Это относится, прежде всего, к ранним романтическим произведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.614. Во всех звучит мотив неприятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений - фигура сильного, гордого, смелого человека, не покоряющегося никому, несгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливаются небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

Рассказ «Макар Чудра» - утверждение идеала личной свободы
В центре ранних произведений Максима Горького - исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев - горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького - «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - С.131.
Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватывает чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цыган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов - все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призвании человека и его роли на земле. «Человек – раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», - рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. - С.18. И противопоставляет этому свое: «Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить - так царями над всей землей».
Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Рады, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка - целое солнце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Под стать и красавица Рада. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
Гордая Рада долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.
В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое - в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье - в свободе. Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля...»

Рассказ «Старуха Изергиль» - осознание личности человека
На морском берегу под Аккерманом в Бессарабии слушает автор легенды старухи Изергиль. Здесь все полно атмосферной любви: мужчины «бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч», женщины, «веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Фантазия автора и ночь делают их неотразимо прекрасными. Природа гармонирует романтическому настроению автора: листва вздыхает и шепчется, ветер играет шелковистыми волосами женщин.
По контрасту изображена старуха Изергиль: время согнуло ее пополам, костлявое тело, тусклые глаза, скрипучий голос. Безжалостное время уносит красоту и вместе с ней любовь. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, о своих возлюбленных: «Голос ее хрустел, точно старуха говорила костями». Горький подводит читателя к мысли, что любовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века? Горький вложил в уста старухи Изергиль две легенды: о сыне орла Ларе, который считал себя первым на земле и хотел счастья лишь для себя, и о Данко, отдавшем свое сердце людям.
Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они - смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Горький развенчивает популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. Ницшеанская апология неравенства, идея аристократического превосходства избранных над всеми остальными были впоследствии использованы в идеологии и практике фашизма. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».
В легенде о Ларе Горький показывает, что ницшеанца, исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему - в нем самом», - говорит самый мудрый из людей после того, как Лара совершает преступление. И Лара, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда - жизнью».
Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей. Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи - это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: - «Что сделаю я для людей, - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его...»
Как мы видели, поэтическая метафора - «отдать сердце любимому» возникала и в рассказе «Макар Чудра», и в сказке о маленькой фее. Но здесь она превращается в развернутый поэтический образ, трактуемый буквально. Горький вкладывает новый высокий смысл в стертую банальную фразу, которой веками сопровождалось объяснение в любви: «отдать руку и сердце». Живое человеческое сердце Данко стало факелом, освещающим человечеству путь к новой жизни. И хотя «осторожный человек» все-таки наступил на него ногой, голубые искры в степи вечно напоминают людям о подвиге Данко.
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» определяется фразой «В жизни всегда есть место подвигам». Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе», выражает сокровенную горьковскую мысль: счастье и воля одного человека немыслимы без счастья и освобождения народа.

«Песнь о Соколе» - гимн действию во имя свободы, света
«Безумство храбрых - вот мудрость жизни» - утверждает Горький в «Песне о Соколе». Основной прием, с помощью которого утверждается этот тезис, - диалог двух разных « правд», двух миросозерцании, двух контрастных образов - Сокола и Ужа. Тем же приемом пользовался писатель в других рассказах. Вольный чабан - антипод слепого Крота, эгоист Лара противопоставлен альтруисту Данко. В «Песне о Соколе» перед читателем выступают герой и мещанин. Самодовольный Уж убежден в незыблемости старого порядка. В темном ущелье ему прекрасно: «тепло и сыро». Небо для него - пустое место, а Сокол, мечтающий о полетах в небо, - настоящий безумец. С ядовитой иронией Уж утверждает, что прелесть полетов - в паденье.
В душе Сокола живет безумная жажда свободы, света. Своей смертью он утверждает правоту подвига во имя свободы.
Смерть Сокола - это одновременно и полное развенчание «мудрого» Ужа. В «Песне о Соколе» заметна прямая перекличка с легендой о Данко: голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая людям о Данко. Смерть Сокола тоже приносит ему бессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!».
От произведения к произведению в раннем творчестве Горького нарастает и выкристаллизовывается тема подвига. Лойко Зобар, Рада, маленькая фея совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиг. Девушка, вступающая в конфликт с царем, дерзко побеждает Страх, Судьбу и Смерть («Девушка и Смерть»). Ее смелость - тоже безумство храбрых, хотя оно и направлено на защиту личного счастья. Смелость и дерзость Лары приводят к преступлению, ибо он, как пушкинский Алеко, «для себя лишь хочет воли». И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига. Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества. «Безумство храбрых» приносит моральное удовлетворение самим смельчакам: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня - моя награда!» - декларирует горьковский Человек. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Ранние романтические произведения Горького будили сознание неполноценности жизни, несправедливой и безобразной, рождали мечту о героях, восстающих против установленных веками порядков.
Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького: патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, жанр сказки, легенды, песни, аллегории, условно символический фон действия. В рассказах Горького легко обнаружить характерные для романтизма исключительность героев, обстановки действия, языка. Но вместе с тем в них наличествуют черты, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создает фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Иногда таким обрамлением служит пейзаж - романтическое описание моря, степи, грозы. Иногда - стройная гармония звуков песни. Значение звуковых образов в романтических произведениях Горького трудно переоценить: мелодия скрипки звучит в рассказе о любви Лойко Зобара и Рады, свист вольного ветра и дыхание грозы - в сказке о маленькой фее, «дивная музыка откровения» - в «Песне о Соколе», грозный рев бури - в «Песне о Буревестнике». Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. Образ орла как символ сильной личности, возникает при характеристике героев, имеющих ницшеанские черты: орлица Рада, свободный, как орел, чабан, сын орла Лара. Образ Сокола связан с представлением о герое-альтруисте. Макар Чудра называет соколом рассказчика, мечтающего сделать всех людей счастливыми. Наконец, Буревестник символизирует движение самих масс, образ грядущего возмездия.
Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые подслушал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен.

Заключение
Раннее творчество Максима Горького примечательно разными стилями, отмеченной Л. Толстым, А.П. Чеховым и В.Г. Короленко. На творчество юного Горького оказало влияние многих писателей: А.С. Пушкина, Помяловского, Г. Успенского, Н.С. Лескова, М.Ю. Лермонтова, Байрона, Шиллера.
Писатель обращался и к реалистическому, и к романтическому направлениям искусства, которые в ряде случаев существовали самостоятельно, но нередко прихотливо перемешивались. Однако на первых порах у Горького доминировала произведения романтического стиля, резко выделяясь своей яркостью.
Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рисуется романтическая ситуация противоборства сильного человека (Данко, Лара, Сокол) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Лары остается тень, после Данко - искры.
Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой» явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького.
Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но они выбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.
Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.
Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей.

(1868–1936)К началу века Горький обладал знаниями во многих областях культуры, обна­руживал огромную начитанность. Мысль о том, что Горький прежде всего публицист, а не художник, была подхвачена в 1980–1990-х годах современной критикой, которая «в суете смены идей»теряла объективность оценок..Для одних он был «певцом босячества» и ницшеанцем, для других – «талантливым самородком из народа», для третьих –«буревестником революции». После публикации романа «Мать» символистская критика заявила об окончательном падении таланта Горького, «конце» его как художника. В 1930-е годы Горький - основоположник литературы социалистического реализ­ма. Первые литературные опыта Максима Горького (Алексей Максимович Пешков) относятся к 80-м годам. К этому времени относится первое знакомство Пешкова с народниками и марксистами. В печати имя писателя появляется в 1892- в тифлисской газете «Кавказ» был опубликован его рассказ «Макар Чудра». Вокруг творчества Горького разгорается борьба различных идейно-ху­дожественных течений.В 1889 г. Горький принес Короленко поэму «Песнь старого дуба ». Поэма была неудачной, слабой. После критики Короленко Горький ее уничтожил, но в его памяти сохранилась строка, в которой выразилась основная мысль поэмы: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Пафосом «несогла­сия», «отрицания» будет проникнуто его творчество 90-х годов.Н ачинающий писатель призывал к активному «несогласию» с существующей действительностью. В ранний период творчества Горь­кий написал несколько произведений, в которых даже ощутимы тра­диции революционно-демократической сатиры Салтыкова-Щедрина («Разговор по душе», 1893; «Мудрая редька»; рассказы о «хозяевах жизни»). Обличая «свинцовые мерзости» жизни, художник противопоставлял им свой идеал нравственных и обществен­ных отношений людей. В представлении молодого писателя литература должна быть «бичом» и «благородным колоколом», призывающим к действию. Пафос протеста и стремление пробудить в читателе активное отношение к жизни, воздействовать на его социальную психологию выразились прежде всего в героико-романтических произведениях Горького, построенных на легендарно-фантастической сюжетной ос­нове. Отчетливо это выразилось в легендах о Данко и Ларре, входящих в рассказ «Старуха Изергиль» (1895). Легенда о Ларре направлена против лжегероики индивидуализма, которая поэтизировалась символистами, легенда о Данко противопоставляла индивидуалистической этике героику коллективизма.Вера Горького в возможность человеческого духа творить красоту мираопределила социальный и нравственный оптимизм его произведений.В раннем творчестве Горького мысль писателя о герое жизни еще не опиралась на сложившееся мировоззрение и была исполнена многих противоречий. Позже, когда он окончательно освободится от влияния народнической идеологии и станет размышлять об идеалах социализма, как близкого ему общественно-нравственного учения, он уже будет опровергать Ницше.Оригинальное осмысление традиций русской литературы обнару­живают и рассказы Горького, посвященные крестьянской теме. Русская деревня конца века в изображении Горького исполнена внутренних противоречий. Горький разрушает иллюзии народников о гармонии деревенского «мира» («Вывод», 1895; «Шабры», 1896 ). Картины деревенского быта в этих произведениях напоминают зарисовки сельской жизни в творчестве писателей-шес­тидесятников. Но пафос горьковских рассказов был иным. Горький писал прежде всего о духовном здоровье русского мужика, о его социальных и моральных исканиях, пока скрытых, но реальных твор­ческих силах. Своеобразно программным произведением этой темы явился рассказ «Кирилка» (1899). Горький говорит о пробуждении общественного сознания русского мужика, предсказывая неизбежность взрыва проти­воречий русской жизни. Герои Горького –люди не среднего до­стоинства, но натуры незаурядные, их объединяют редчайшие качества характера, необычные поступки. Горький стремится поставить своих героев в ситуации предельно заостренные, показать человека в переломные моменты его судьбы, самоопределения в сложных поворотах жизни.Пейзаж у Горького обычно имел обобщающий смысл, философское содержание. Пейзажная символика выражала авторские предчувствия социальной бури, общественного взрыва. Таковы сцена надвигающей­ся грозы в «Бывших людях» (1897), картины бури в«Песне о Буреве­стнике» (1901), грозы в«Челкаше» (1895). В рассказах «Ради них», «Колокол», «Наваждение», Горький нарисовал галерею предпри­нимателей – от мелких первонакопителей до буржуа новейшего типа. В этих рассказах впервые в творчестве писателя появляется и тема поколений: сами успехи «хозяев современного положения» толкают их к гибели: чем больше они «торжествуют», тем быстрее она наступит. Горький попытался показать русскую жизнь в ее историческом движении. («Фома Горде­ев », 1899; «Трое », 1900) и драматургии («Мещане» , 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904).В романе «Фома Гордеев», печатавшемся в 1899 г. в журнале «Жизнь», была задана тема, которая в полную силу зазвучит в творче­стве Горького последующих лет,– внутреннее разложение буржуазно­го класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» стал первым романом писателя о судьбе поколений. Работу над романом сам Горький определил как «переход к новой форме литературного бытия». В романе перед читателем проходит вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». Но на первый план выведены не эти люди, а буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Центральный герой этого круга – Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, не только интересующийся судьбами пущенного в оборот алтына, но и рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие, которое рассматривает как единственно животворную силу русской экономической и культурной жизни. Поэтому Маякин требует для купечества жизненного «просто­ра», доли в управлении страной. Горький писал, что Маякину он придал черты ницшеанства. Что же касается отношения самого писателя к герою, то здесь уже звучит полемика Горького с философией Ницше, которую писатель считал философией «хозяев», оправдывающей их власть над людьми.Трагедия Фомы в том, что он ничего не может противопоставить аморальной силе этого мира. Он бунтует, но бунт его обречен, это бунт слабого одиночки. В начале 1900-х годов Горький обращается к драматургии, видя в театре трибуну, с которой он мог бы непосредственно обратиться к массовому демократическому читателю. Первым произведением Горького-драматурга была пьеса «Мещане» (Сцены в доме Бессеменовых) (1901) Основной конфликт пьесы Горького– столкновение мира мещан-собственников с противостоящим ему лагерем Нила, буржуазной иде­ологии и этики с новыми взглядами на мир и человека, форми­рующимися в среде передовой демократической интеллигенции. Пьеса строится на идеологических спорах, столкновениях различных идейных платформ. На одном полюсе – Нил и Поля, к ним тянутся демократически настроенные интеллигенты, на другом – Бессеменовы (и старшего, и младшего поколения).Пьеса «Мещане» обычно сопоставляется с «Тремя сестрами». Тема мещанства и напряженного ожидания будущего – в центре обеих пьес. Но если в пьесе Чехова мещанство наступает, то в горьковской пьесе складывается другая ситуация: активно наступает на весь уклад жизни новая сила – новые люди, у которых мечта о будущем опирается уже на реальные основания в настоящем. Основной конфликт «Мещан» отчетливо выражен в идейной борьбе.Вторая пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 г., принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные социальные, философские и нравствен­ные проблемы времени. Идеологическая злободневность сразу при­влекла к пьесе внимание русской общественности. Вокруг нее развернулась острая борьба различных идейных течений.Критики реакционно-монархического на­правления усматривали в ней революционную проповедь, подры­вающую общественные устои. Либеральная критика представляла пи­сателя проповедником христианской морали. Критики-на­родники подвергли сомнению реалистическое содержание творчества Горького, а его гуманизм расценили как гордое презрение к маленькому человеку. История борьбы вокруг пьесы подчеркивала ее идейную актуальность.Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «бо­сяках». В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно» жизни, привел их к трагической гибели. Горький утверждал, что общество, исказив­шее в человеке человеческое, существовать не может.Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед этой «тюрьмjq». У них возникает ощущение безысход­ности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. Когда же иллюзорность надежд становится оче­видной, эти люди гибнут. Утрата надежды вызвала смерть его души, сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Прин­цип его отношения к человеку – идея сострадания. Всем ходом пьесы Горький показывает антигуманность пас­сивного сострадательного гуманизма.Субъективно Лука – носитель идеи такого гуманизма – честен, вызывает симпатию даже угрюмого Клеща; он хочет помочь людям, внушив им, пусть иллюзорную, надежду на будущее. Для Луки человек слаб и ничтожен перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него утешающую «истину». И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти: истина и правда жизни становятся понятиями относительными. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением гуманного отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы. Иллюзии рассеялись. Гибнет Актер, мечется Настя. Ноч­лежка являет собой картину полного разрушения. Возникла так называемая «безгеройная» композиция драмы. Если в пьесе «На дне» Горький подвел итог теме «босяка» в своем творчестве, то в других пьесах обозначился новый этап в разработке темы интеллигенции.В 1904–1905 гг. Горький пишет пьесы «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905 ). Центральная проблема пьес – ин­теллигенция и народ, интеллигенция и революция.Цикл этих пьес открывался «Дачниками ». Основную тему пьесы Горький сам определил в письме к режиссеру: «Я хотел изобразить ту часть русской интеллигенции, которая вышла из демократических слоев и, достигнув известной высоты социального положения, потеряла связь с народом – родным ей по крови, забыла о его интересах и необходимости расширить жизнь для него...». В этом горьковском суждении раскрывается смысл образов Рюмина, Калерии. Эти интел­лигенты, представляясь антиподами мещан, на самом деле люди того же жизненного и идейного направления, порождение той же среды, что и Басовы, Сусловы, которые, не скрывая своего жизненного кредо, заявляют о «праве на отдых» после волнений общественного движения. Все эти люди отгородились от жизни и ее требований. Горький срывает с мещанина маску духовной утонченности, слож­ности. Здесь снова звучит мысль писателя о декадентстве как о духовной маске мещанина. Интеллигентам-ренегатам, «дачникам», Горький противопоставля­ет демократическую интеллигенцию. Это врач Марья Львовна, Влас, Соня. Монолог Марьи Львовны о назначении интеллигенции в совре­менной русской жизни, как указывал сам Горький, был «ключом» к пьесе. «Мы все должны быть иными, господа! Дети прачек, кухарок, Дети здоровых рабочих людей – мы должны быть иными! Ведь еще никогда в нашей стране не было образованных людей, связанных с массою народа родством крови... Это кровное родство должно бы питать нас горячим желанием расширить, перестроить, осветить жизнь родных нам людей, которые все дни свои только работают, задыхаясь во тьме и грязи... Они послали нас вперед себя, чтобы мы нашли для них дорогу к лучшей жизни». «Дачники» – самая «чеховская» пьеса Горького. Но конфликт пьесы приобрел у Горького характер социально-идеологический. Проблема отношений интеллигенции и народа, интеллигенции и революции стала ведущей в другой пьесе Горького этого цикла – «Дети солнца». Изображена прослойка русской интеллигенции– это люди науки и искусства, искренне пред­анные своему делу и искренне заблуждающиеся в общественных вопросах жизни. Поэтому тема интеллигенции звучит в этой пьесе в ином ключе. Центральный персонаж пьесы–Протасов, ученый, - мечтает о победе человека над смертью, он исполнен веры в человека, в возможности его творческой мысли и стоит на пороге какого-то большого научного открытия. Монолог Протасова о Человеке непос­редственно перекликается с мыслями, высказанными Горьким в поэме«Человек». Летом того же 1905 г. Горьким написана третья пьеса этого цикла – «Варвары», в которой драматург на новом материале разработал тему, намеченную еще в «Фоме Гордееве»,– тему противоречий буржуазно­го прогресса и цивилизации.Существующему социальному миропорядку, его идеологии и этике Горький противопоставил в пьесе «Враги» и романе «Мать» мир новых человеческих отношений, новых людей с новой общественной психо­логией, складывающейся в революционной борьбе.Мысль написать пьесу о рабочем движении возникла у Горького еще в начале 1900-х годов, однако замысел реализовался лишь после 1905 г. В основе сюжета–реальные револю­ционные события в России 1900-х годов. Это сюжет нового типа, он определяется столкновением классов, политических направлений.«Враги» – первое в русской драматургии произведение, в котором показано открытое политическое столкновение социальных лагерей, политических взглядов, нравственных концепций. Пьеса как бы поды­тожила творческие искания Горького-драматурга и обозначила новый этап в развитии его драматургического стиля. Ранее в драмах Горького конфликты выражались прежде всего в столкновении идеологических взглядов и философских концепций. Это определяло и тип их сюжет­ного движения. Идеологические и этические идеалы героев сталкива­лись с действительностью и проверялись ею. Во «Врагах» основа всех конфликтов–развернувшаяся политическая борьба. Социально-по­литическими обстоятельствами проверяется все: и политические, и этические взгляды, и отношение человека к искусству.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Алексей Максимович Горький (Пешков) Раннее творчество на примере рассказа «Старуха Изергиль»

Творческий путь Горького начинается в сентябре 1892 года с опубликования рассказа «Макар Чудра». (тогда же появляется его псевдоним) 1895г. Напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Ранние рассказы носят романтический характер.

Романтизм Отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Ранние романтические произведения «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» и т.д. В центре повествования романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель горького прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы. Действия часто переносятся на легендарные времена.

«Старуха Изергиль» Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это. В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? Какие природные образы вы могли бы выделить? Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? Каково композиционное решение рассказа?

Анализ легенды о Ларре Кто является главным героям первой легенды? Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера? Как относится герой к другим людям? Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью? Каково отношение автора к психологии индивидуализма?

Анализ легенды о Данко Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? Какой поступок совершил герой ради любви к людям? Как складываются отношения между Данко и толпой?

ВЫВОД Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения. ? Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Самостоятельная работа Сопоставление образов Данко и Ларры. Критерии. Данко Ларра 1. Отношение к толпе 2. Толпа - герой 3. Отличительная черта характера 4. Отношение к жизни 5. Легенда и современность 6. Поступки, совершаемые героями 7. Отношение писателя к героям

Домашнее задание: Чтение пьесы “На дне”; Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе"Раннее творчество М.Горького"

В материале представлена разработка метапредметного урока по рассказу Горького" Старуха Изергиль", на материале рассказа рассматривается понятие"гордость",вводится понятие"гордыня"; предлагается самос...

Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...

Введение

1. Слово о писателе.

2Особенности раннего творчества Горького.

3. Рассказ «Старуха Изергиль» – осознание личности человека:

а) «бесплотное облачко» человеческой жизни;

б) горящее сердце;

в) истоки славы и бесславия;

г) Изергиль – романтический идеал свободы.

Заключение


Введение

Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом. Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других – толчком к поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал «по силе давления… томительно бедной жизни», которой он стремился противопоставить свое представление о человеке, свой идеал.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века – первая половина 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы Горького 90-х годов можно разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует легенды или сам сочиняет их. Другие – рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.

Герой уже первого горьковского рассказа «Макар Чудра» упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности.

В ранних романтических произведениях Горького формируется концепция личности, которая получит свое развитие в более поздних произведениях писателя.


1. Слово о писателе

Алексей Максимович Пешков (М. Горький – псевдоним) родился в Нижнем Новгороде 16(28) марта 1868 г. Отец, столяр-краснодеревщик, ставший управляющим пароходной конторой в Астрахани, рано умер от холеры (1871). Мать, дочь владельца красильной мастерской В.И. Каширина, вышла замуж вторично, но скоро скончалась от чахотки (1879). Мальчик жил в доме деда, где царили ссоры, тяжба за раздел имущества между братьями матери. Находиться среди них ребенку было очень нелегко. Спасали его деятельная, одаренная т ура и любовь бабушки. Шести лет Алеша под руководством деда освоил церковно-славянскую грамоту, затем гражданскую печать. Обучался два года в слободском училище, за 3-й класс сдал экстерном, получив похвальный лист. Дед к тому времени разорился и отдал внука «в люди». Пешков работал рассыльным в модном магазине, прислугой у чертежника – подрядчика и Сергеева, посудником на пароходах, учеником инокописной мастерской, десятником на ярмарочных постройках, статистом в театре. И очень много с жадностью читал, сначала «все, что попадало под руку», позже открыл для себя богатый мир русской литературной классики, книг по искусству и философии.

Летом 1884 г. поехал в Казань, мечтая о занятиях в университете. Но вынужден был зарабатывать на жизнь поденщиком, чернорабочим, грузчиком, подручным пекаря. В Казани познакомился со студентами, бывал на их сходках, сблизился с народнически настроенной интеллигенцией, читал запрещенную литературу, посещал кружки самообразования. Тяготы жизни, восприятие репрессий против студентов, личная любовная драма привели к душевному кризису и попытке самоубийства. Летом 1888 г. Пешков уехал с народником М. А. Ромасем в село Красновидово для пропаганды революционных идей среди крестьянства. После разгрома книжной лавки Ромася юноша отправился на Каспий, работал там на рыболовных промыслах.

Пережитое за все эти годы породило позже автобиографическую прозу М. Горького; повести о первых трех периодах своей жизни он назвал соответственно их содержанию: «Детство», «В людях», «Мои университеты» (1913–1923).

После пребывания на Каспии началось «хождение по Руси». Пешков исходил пешком, зарабатывая трудом на пропитание, средние и южные области России. В перерыве между странствиями жил в Нижнем Новгороде (1889–1891), исполняя разную черную работу, потом был письмоводителем у адвоката; участвовал в революционной конспиративной деятельности, за что был впервые арестован (1889). В Нижнем познакомился с В. Г. Короленко, который поддержал творческие начинания «этого самородка с несомненным литературным талантом».

2. Романтические идеи в раннем творчестве М. Горького

Особую группу в творчестве писателя 1890-х годов составляют романтические произведения («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песня о Соколе», «Немой», «Хан и его сын»и др.). Писатель дает новое дыхание этому литературному направлению (романтизму), утратившему свое влияние уже к середине ХIХ века.

Что же заставило Горького обратиться к романтизму? Уже в ранней, творчески незрелой поэме писателя звучат слова: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Эти слова могут послужить эпиграфом ко всему творчеству Горького. Мотив несогласия с действительностью, в которой царят «свинцовые мерзости», существует социальная несправедливость, угнетение одних людей другими, жестокость, насилие, нищета, является ведущим. Горький мечтает о личности сильной, независимой, свободной, «с солнцем в крови». Но в реальной жизни и даже в современной писателю литературе не было таких людей, поэтому писатель прямо заявил, «...что роскошное зеркало русской литературы почему-то не отразило вспышек народного гнева...», и обвинил литературу в том, что она не искала «героев, она любила рассказывать о людях, сильных только в терпении, кротких, мягких, мечтающих о рае на небесах, безмолвно страдающих на земле». Такая позиция была неприемлема для писателя-максималиста. Поэтому Горький и обратился к романтизму, который позволил ему изобразить героя-деятеля. Романтические произведения Горького проникнуты пафосом жизнеутверждения и веры в человека.

Для романтических произведений Горького характерны следующие черты:

тип героя – герой резко выделяется из окружающей среды (вспомним формулу романтизма : «исключительный герой в исключительных обстоятельствах»), он отвержен, одинок, противопоставлен миру обыденной реальности (ср. Сокол – Уж), абстрактно красив (герои Горького не наделены развернутыми портретными и психологическими характеристиками), горд, независим; этот герой готов поспорить с самой судьбой, отстаивая свое право на свободу (а это главная ценность, ради которой стоит идти на смерть);

Традиционный выбор темы вольнолюбия (свободы личности), поэтизация свободы (конфликт «разум-чувство» трансформируется в произведениях Горького в конфликт «чувство-свобода» («Макар Чудра»); автор использует образы-символы, традиционные в творчестве романтиков, – море, степь, небо, ветер, сокол (буревестник));

Герои действуют не в реальном, а в вымышленном мире (писатель обращается к легенде, сказке, были – фольклорному материалу);

Особую роль играет пейзаж, выступая одновременно и фоном и героем повествования (легенда о Данко, «Старуха Изергиль»);

Использование особых изобразительных средств: гиперболы (в описании чувств, мыслей, поступков, портрета), эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений, высокоторжественной лексики (что роднит прозу с поэзией);

Часто встречается обрамляющая композиция (рассказ в рассказе). Такая композиция повествования подчинена одной цели: возможно более полному воссозданию образа главного героя.

Помимо рассказчика (старуха Изергиль, Макар Чудра) введен также образ «проходящего», слушателя (образ повествователя). Этот образ не проявляет себя прямо, но необходим для выражения авторской позиции.

Романтический герой задуман как разрушитель сонного прозябания большинства. О цыгане Лойко Зобаре («Макар Чудра») сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься...» В кровавой драме, развернувшейся между ним и Раддой, тоже таится неприятие обычной человеческой судьбы. В валашской сказке «О маленькой фее и молодом чабане» (1892) юный чабан мечтает «идти куда-нибудь далеко, далеко, где бы не было бы ничего такого, что он знал...», а фея Майя может жить только в родном лесу. Героиня «Девушки и Смерти» (начало 90-х гг., опубл. в 1917 г.) несет в своем сердце «нездешнюю силу» и «нездешний свет». Всюду скучной повседневности противостоят редкой энергии душевные порывы. Чудра так завершает свой сказ: «...иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром».

Воспев яркую личность, следующую своим путем, Горький обратился к острым душевным конфликтам легендарных героев. В целом ряде романтических повествований «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» (1895–1899), «Хан и его сын» (1896), «Немой» (1896) отражено неоднородное столкновение, чаще трагическое, между мечтой, одухотворенным чувством, влечением к Прекрасному и страхом перед жизнью, тупым равнодушием к красоте.

3 Рассказ «Старуха Изергиль» - осознание личности человека

Рассказ был напечатан в 1894 году в «Самарской газете», где Горький получил место постоянного сотрудника. Идейно и тематически это произведение близко рассказу «Макар Чудра». Во-первых, писатель здесь усложнил композицию. Он использовал двойное обрамление. В качестве первой «рамки» традиционно выступает морской пейзаж, таинственный и фантастичный. На его фоне выделяется образ главной героини – старой цыганки Изергиль, которая рассказывает случайному слушателю (образ повествователя) историю своей жизни. Образ старухи наделен теми же качествами, что и образ Макара Чудры в одноименном рассказе. Ей свойственны бескомпромиссность, стремление к личной свободе, восхищение сильными личностями. И вставленные в ее рассказ легенды (первая – о гордеце Ларре, вторая – о Данко), помимо того, что выполняют функцию второй «рамки», позволяют также глубже понять и осмыслить жизненную позицию главной героини. В этих легендах рассказано о событиях давно минувших дней, а герои являются выразителями двух противоположных точек зрения (антитеза) на проблему смысла жизни.

Осуждение индивидуализма и утверждение героического подвига во имя свободы и счастья народа – такова идея рассказа «Старуха Изергиль».

Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи и тона он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть – легенда о Ларре, вторая – рассказ Изергиль о своей молодости, третья – легенда о Данко. При этом первая и третья части – легенды о Ларре и Данко – противоположны друг другу. Характерная черта рассказа заключается в том, что в нем два рассказчика и соответственно этому два повествовательных плана. Общее повествование ведется от имени автора, который выступает со своими раздумьями, размышлениями, оценками. Он подчеркивает в заключение красоту сказки о Данко. И второй рассказчик – старуха Изергиль, которая хранит в своей памяти народные предания о подвиге, о злом и добром в человеческой жизни.

Могучими, сильными и почти сказочными богатырями изображены и люди, окружающие старуху Изергиль.

О молдаванах Горький пишет так:

«Они шли, пели и смеялись; мужчины – бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч, в коротких куртках и широких шароварах; женщины и девушки – веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые...

Эти люди по своему облику немногим отличаются от Лойко Зобара, Радды и Данко. Таким образом в жизни подчеркивались романтические и героические черты. Они же даны и в биографии Изергиль. Сделано это для того, чтобы оттенить важную мысль: героическая романтика не противостоит жизни, она только в более сильной и яркой форме выражает то, что заложено в самой действительности.

В первой легенде рассказано об «антигерое» – себялюбце и гордеце Ларре, который, будучи сыном орла и смертной женщины, исполнен презрения к людям, их законам, их образу жизни.

Ларра – воплощение крайнего индивидуализма. Он считает себя первым на земле. Он не считает для себя нужным подчиняться законам человеческого сообщества, поэтому легко идет на преступление – убийство отказавшей ему девушки. За это он отвержен человеческим обществом, изгнан из среды людей. Сначала он не чувствует себя наказанным, но жизнь в одиночестве заставляет его просить о смерти. Люди же отказывают ему в этом, и даже земля не хочет принимать его в свое лоно. Так превращается он в вечного скитальца, в тень, и нет ему нигде приюта и покоя. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Во второй легенде представлен иной герой, Данко. Он так же, как и Ларра красив и горд, так же выделяется из толпы людей. Но Данко, в отличие от Ларры, личность героическая. Вся его короткая жизнь отдана людям. Данко ведет свой народ на волю из рабской жизни: из мрака топких болот и темных лесов выводит он отчаявшихся соплеменников к свету (читай, к иной жизни). На пути возникали необычайные трудности, неодолимые препятствия. И когда, утомленные трудным путем, люди упали духом, когда они стали упрекать Данко в неумении управлять ими, заколебались и готовы были повернуть обратно, сердце героя вспыхнуло огнем желания спасти их. И чтобы осветить трудный и долгий путь и поддержать сомневающихся и уставших, он вырвал из своей груди сердце, которое как факел горит от огромной любви и сострадания к людям, и высоко поднял его над головой.

«Оно пылало так ярко; как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

Идею беззаветной любви к людям, героического самопожертвования во имя счастья народа утверждает Горький в легенде о Данко.

Итак, свобода Ларры это индивидуалистическая, эгоистическая свобода, превращающаяся в наказание одиночеством. Свобода Данко это свобода альтруистическая, необходимая во имя бескорыстного служения людям.

Легенды о Ларре и Данко условны, они нужны для того, чтобы прояснить мировоззрение главной героини и точку зрения автора.

Действительно, центральное место в произведении занимает все же рассказ самой Изергиль о своей жизни. Это история встреч и расставаний, непродолжительных романов, которые не оставляют заметного следа в душе героини. Рассказывая о своих увлечениях, героиня акцентирует внимание слушателя на себе самой, на своей неукротимой жажде жизни и любви. Но ни один из ее возлюбленных не описан подробно, даже имена некоторых уже стерлись из ее памяти. Они, как тени, проходят перед слушателем: черноусый рыбак с Прута, огненно-рыжий гуцул, важный турок, его сын, «маленький полячок». Но только ради последнего возлюбленного, Аркадэка, Изергиль рискует своей жизнью. Аркадэк – героическая личность. Он сражался за свободу греков и готов был совершить подвиг, « готов был идти на край света, чтобы делать что-нибудь». Чтобы спасти его из плена, Изергиль, переодевшись нищенкой, проникает в деревню, где в тюрьме томится ее возлюбленный и его товарищи. Ей приходится убить часового. Но услышав лживую благодарность, Изергиль сама отвергает возлюбленного. В итоге непокорная и гордая Изергиль становится как все люди: обзаводится семьей, растит детей, а состарившись, рассказывает молодым легенды и сказки, напоминая о былых, героических временах.

Сама Изергиль прожила по-своему значительную и красочную жизнь. Она любила помогать хорошим людям.

Но ей не хватало того, что мы называем идеалом. И лишь Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека, пожертвовав своей жизнью ради счастья народа. Так в самой композиции рассказа раскрывается его идея.

Какой же тип личности представлен в образе старухи Изергиль? Сама старуха сближает свою жизнь с жизнью Данко, именно этот герой является для нее примером. Действительно, можно в ее жизни найти сходные черты: способность к подвигу во имя любви, жизнь среди людей. Именно ей принадлежат афористические высказывания: «Красивые всегда смелы», «В жизни всегда есть место подвигу».

Но все-таки образ старухи лишен цельности, можно заметить некоторые противоречия: ее чувства порой неглубоки, поверхностны, поступки непредсказуемы, спонтанны, эгоистичны. Эти черты сближают ее с Ларрой. Таким образом, характер Изергиль неоднозначен, противоречив.

Но помимо точки зрения самой героини в рассказе выражена и точка зрения автора-повествователя. Повествователь изредка задает вопросы старухе, интересуясь судьбой ее возлюбленных. И именно из ее ответов становится ясно, что Изергиль не очень обеспокоена их судьбой. Она объясняет такое равнодушие к людям по-своему: «Я была счастлива на это: никогда не встречалась больше с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками...» Автор не принимает такое объяснение, и мы чувствуем, что он все-таки склонен считать тип личности Изергиль, близкой к типу личности Ларры. Портретная характеристика Изергиль, данная автором-повествователем, еще раз подчеркивает это сходство: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями... На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос... Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами...» Такой портрет придает сходство с Ларрой, который «уже стал теперь, как тень».

Итак, центральный образ рассказа вовсе не идеален, а скорее, противоречив. Это свидетельствует о том, что сознание героя-индивидуалиста анархично, его вольнолюбие может быть направлено как во благо, так и во зло людям.

В рассказе «Старуха Изергиль» Ларра, считавший себя «первым на земле», уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». А по прошествии лет выясняется, что этот «сын орла и женщины» лишен сердца: Ларра хотел вонзить в себя нож, но «сломался нож – точно в камень ударили им». Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Ларры воссоздана античеловеческая сущность.

Данко взрастил в себе неиссякаемую любовь к тем, кто «были как звери», «как волки», окружившие его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». И только одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, откуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Светлое чувство Данко было рождено глубокой тоской при виде соплеменников, утративших человеческий облик. И сердце героя загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но прежде всего душевную. Печален заключительный акцент: спасенные не заметили упавшего рядом «гордого сердца», и один из них, «боясь чего-то», наступил на него ногой. Дар самоотверженного сострадания будто и не достиг; высшей своей цели.

Рассказ «Старуха Изергиль» в двух легендарных частях и воспоминаниях женщины о возлюбленных ее молодости доносит горькую правду о двойственном роде людском. Он от века соединил в себе антиподов: красавцев, которые любят, и «стариков от рождения». Поэтому рассказ пронизан символическими параллелями: света и тьмы, солнца и болотного холода, огненного сердца и каменной плоти. Жажда полного преодоления низменного опыта остается неосуществленной, люди продолжают жить двояко.

Заключение

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятельными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. Каждая из трех частей рассказа выражает общую идею и отвечает на вопрос, в чем счастье человека.

Себялюбца Ларру народ решает наказать вечным одиночеством. И величайшее благо – жизнь – становится для него безысходной мукой.

Существенную роль играет в рассказе старуха Изергиль. Полностью сохраняя реалистический характер образа, Горький вместе с тем рисует человека «мятежной жизни». Разумеется, «мятежная жизнь» Изергиль и подвиг Данко – явления разные, и Горький их не отождествляет. Но образ рассказчицы усиливает общий романтический колорит произведения.

Изергиль с восторгом говорит о людях с сильной волей, с могучими и яркими, характерами, способных к подвигу. Она вспоминает своего возлюбленного: «...он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам».

Романтический характер носит в «Старухе Изергиль» и самая манера письма Горького. Писатель подчеркивает и в людях, и в природе по преимуществу необыкновенное, возвышенное и прекрасное. Когда Изергиль рассказывает о Ларре и Данко, по небу бродят обрывки туч «пышных, странных очертаний и красок», небо украшено золотыми крапинками звезд. «Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Здесь все выразительные средства подчинены не столько стремлению точно изобразить предмет или явления, сколько создать определенное повышенное настроение. Этому служат и обильно употребляемые гиперболы, и лирически окрашенные эпитеты, и сравнения.


Список использованных источников

1. Дементьев А., Наумов Е., Плоткин Л. Русская советская литература. Учебник для 10 классов средней школы. Изд-е 22-е. – М.: Просвещение, 1973.

2. Ерёмина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие / О. А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

3. Русская литература ХХ века. Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Смирнова, А.М. Турков, В.П. Журавлев и др.; Сост. Е. П. Пронина; Под ред. В. П. Журавлева. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 1998. – 335 с.

4. Советская литература: учебное пособие для 6-7 кл. вечерних (сменных) школ, изд.-е 4-е. / Составитель Е. В. Квятковский.

5. Толкунова Т. В., Алиева Л. Ю., Бабина Н. Н., Черненькова О. Б. Готовимся к экзамену по литературе: Лекции. Вопросы и задания. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 384 с. – (Домашний репетитор).

6. Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9-й и 11-й классы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 352 с.



Похожие статьи