Послание хамбо ламы итигэлова. ​В Улан-Удэ состоялась презентация книги «Послания Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова»

Фото Анны Огородник

23 сентября в Национальной библиотеке Бурятии состоялась презентация книги «Послания Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова». Издание на русском языке содержит в себе ежедневные обращения XII Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова, которые он, как отмечают представители Буддийской традиционной Сангхи России, передаёт посредством «глубокой ментальной связи» через оракула Чойджин Бимба ламу, сообщает ИА Буряад Yнэн.

Фото Анны Огородник

«Эта книга отличается тем, что послания более абстрактные. На первый взгляд, может быть, даже нелогичные в своём диалоге в котором они подаются. Эта книга требует не только прочитать и понять прочитанное в буквальном смысле. Она требует размышления. Чтобы читатель, прочитав диалог из послания, размышлял над этим и созерцал, что-то для себя извлекал, и в последующем, конечно же, применял это в повседневной жизни или в буддийской практике», - рассказал настоятель Усть-Ордынского дацана Зоригто лама, и подчеркнул, что издание предназначается не только для буддистов. Она может быть полезна и человеку другой веры или без веры вовсе, считает монах.

Фото Анны Огородник

Феномен Хамбо ламы Итигэлова - явление величайшего уровня и масштаба, уверены буддисты. Вот уже 15 лет Даши-Доржо Итигэлов находится со своими последователями и почитателями. На протяжении этого времени служители Иволгинского дацана сохраняют Драгоценное тело. С 2012 года стали появляться ежедневные послания Итигэлова, которые представляют собой современное учение буддизма.

Фото Анны Огородник

«Как и многие буддийские труды, она не обязательно для тех, кто принял какие-то буддийские обеты. В ней даны общие рекомендации или советы для того, чтобы человек тренировал свой ум, изменял свою жизнь в лучшую сторону. Было бы хорошо, если бы эти послания прокомментировал Хамбо лама, было бы продолжение этой книги», – поделился мнением Зоригто лама.

Фото Анны Огородник

Книга «Послания Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова» содержит 365 посланий за период с июня 2016 года по июнь 2017-го, краткую биографию Хамбо ламы Итигэлова и историю Иволгинского дацана - резиденции Пандито Хамбо Лам России.

Фото Анны Огородник

Представитель тибетского дома в Москве и Сибири Екатерина Косенко рассказала, что идея издать книгу пришла после того, как ей довелось выступить с докладом о Итигэлове на конференции «Женщины-буддистки Монголии». По её словам, люди очень интересовались феноменом Хамбо ламы, однако никто не знал его историю. Тем более, никто не слышал о ежедневных посланиях.

Фото Анны Огородник

«Два года мы ведём страницы в социальных сетях, где публикуем послания Итигэлова. Сначала их у себя публикует Хамбо лама Аюшеев и переводит их на русский язык, а потом мы у него берем и распространяем. После конференции мы поняли, что в интернете мало людей сидит и есть те, кому не до социальных сетей. Как они могут познакомиться с посланием? Старым способом - через книги. Мы получили одобрение у Хамбо ламы Аюшеева, и вот издали первую книгу. Это сигнальное издание, которое мы выпустили специально к конференции в ограниченном тираже всего 100 экземпляров. Суть его в том, чтобы показать, что учения даются каждый день. И миряне, и духовные восприняли с энтузиазмом, что такая книга есть», – рассказала Екатерина Косенко.

Фото Анны Огородник

Книга не предназначена для продажи, её преподносят в дар. Весь тираж освятили на молебне у Хамбо ламы Итигэлова.

«Это абсолютно народный проект. Я подала клич в соцсетях, что хочу издать книгу, кто хочет – помогайте. И люди реально отправляли деньги, собрали на первый тираж. Кто 100 рублей, кто тысячу, кто 10 тысяч рублей. Когда объявили сбор на второй тираж одним из самых больших меценатов стала Мария Ткачёва, врач-эндокринолог. Когда она свою сумму отправила, мы поняли, что второе издание точно будет», – рассказала Екатерина Косенко.

Корреспонденту ИА Буряад Yнэн удалось пообщаться с Марией Ткачёвой. Она работает в институте нейрохирургии им. Бурденко в Москве, имеет несколько медицинских специальностей (эндокринолог, педиатр, акушер-гинеколог, узи-диагност). Ещё у Марии есть хобби - она пилот вертолета. На добровольных началах она сотрудничает с поисково-спасательным отрядом «Ангел», разыскивает потерявшихся людей в лесу. На вопрос о том, почему она решила поддержать издание книги, девушка с улыбкой она ответила:

«Потому что мир должен стать лучше и добрее. Потому, что Тара помогает всем и всегда, и просить её не всегда нужно, достаточно просто подумать».

Фото из архива Марии Ткачёвой

СПРАВКА

По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и дал им наставление: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо лама начал сам читать эту молитву, постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, Даши-Доржо Итигэлов, согласно буддийскому учению, ушёл в нирвану. Его похоронили в той же позе лотоса, в которой он находился в момент ухода.

В 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей, согласно завещанию, подняла саркофаг с телом Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн (Голубое сердце). Убедившись в неизменности его состояния, ламы провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо лама Жамбал-Доржи Гомбоев с ламами также осмотрели Итигэлова и убедились в сохранности тела. 7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев , житель улуса Гильбира, указал XXIV Пандито Хамбо ламе Дамбе Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

10 сентября того же года Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Хамбо ламой Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан. 31 октября 2008 года был проведён обряд освящения Благословенного Дворца Хамбо ламы Итигэлова. Нетленное тело учителя торжественно препроводили в храм.

Какие послания передает телепатически живым буддийский святой

Владимир Путин во время визита в Бурятию посетил главный монастырь российских буддистов – Иволгинский дацан. Президенту в качестве исключения открыли доступ к верховной святыне – нетленному телу Хамбо ламы Итигэлова. Правда, сажать президента рядом с ним на трон Федеральная служба охраны. Приезду президента предшествовало потустороннее откровение Итигэлова о неуважаемых народных избранниках. «МК» выяснил, какие послания передает нетленный живым.

В.В. Путин во время посещения Иволгинского дацана. С Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым.

Каждый день в семь утра главный хранитель Итигэлова путем медитации получает от него послание, которое потом выкладывается на сайт российской Сангхи. Послание, опубликованное перед приездом Путина, 8 апреля, связано с «позорным» поведением российским чиновников. Итигэлов в видении уверяет, что бюрократия со временем изменится к лучшему: «Один мужчина, смеясь, говорит: «Когда главу администрации на своей же родной земле с позором гоняют, куда это годится?» Хамбо лама сказал: «Когда придет время, он станет другим». В наше время, к сожалению, стали часты случаи, когда народные избранники перестают быть уважаемыми своими же избирателями, земляками. В этом видится результат их корыстных намерений во время предвыборной кампании. А выигрыш путем обмана, рано или поздно, всегда приносит свои неприятные плоды.

Позор тем более сильнее, если депутат или глава обманывает своих же земляков, своих же односельчан! Но Хамбо лама все-таки просит нас не спешить с оценками и выводами, так как у каждого человека есть шанс измениться к лучшему. И даже тому, кто обманул надежды земляков и потерял их доверие. Это вопрос времени».

Последнее пророчество Итигэлова от 12 апреля тоже касается государственных людей: «Приблизившись к Хамбо ламе Итигэлову, один лама говорит: «Хан приехал». Хамбо лама сказал: «Давний философ». Достичь самых высоких вершин власти способен только человек, обладающий очень сильной кармой. Хамбо лама сегодня особо подчеркивает, что успешный правитель должен обладать не только силой, но философским взглядом на вещи и видеть их со многих сторон».

11 апреля Итигэлов высказался о роли мужчины в обществе: «Мужчина должен быть готов к служению». Комментарий к пророчеству таков: «В основе процветания любого общества всегда находится мужчина – если правитель, то справедливый и сильный, если священник, то мудрый и сострадательный, если отец, то крепкий хозяин, заботливый, разумный, если сыновья, то целеустремленные и благонравные. Все эти качества объединяют ответственность и забота о ближнем.

Усиление в современном мире женского влияния – явление вынужденное, как результат изменения менталитета мужчин, ухудшения их самооценки, нежелания действовать, брать на себя ответственность и нести ее, как во благо своих близких, так и общества в целом».

Вообще государственные люди как-то подозрительно часто появляются в пророчествах Итигэлова. Вот так нетленный Хамбо лама недавно высказался о чиновниках-сплетниках: «Один начальник, в белой рубашке и в галстуке, сплетничает. Хамбо лама говорит: «Длинный язык обернет его самого подобно змее». А в июне прошлого года вдруг выдал мудрость о выборах: «Видны разные люди с маленьким телом, большой головой и даже одноглазые. Хамбо лама сказал: «Это существа проявляющие себя во время выборов, их природа проявится из написанного на бумаге»

Как правило Хамбо лама все же говорит о вечных ценностях: добропорядочности, вере, иногда выдает нечто философское. Например 4 июня прошлого года его высказывание звучало так: «10 паломников едут к Хамбо ламе Итигэлову на поклонение, но заблудились по дороге. Было видно, как они выходили из большого дома. На что Хамбо лама сказал: «Проявили слишком большую веру и заблудились». Иногда дает практические советы: «Один человек указав на меру земли сказал: «Здесь надо что-то поставить». На что Хамбо лама сказал: «Поставьте юрту, воздух чист и тепло». Порой и вовсе выдает своим слушателям что-то абстрактное: «Когда Хамбо лама Итигэлов сидел закрыв глаза, из его макушки, подобно ракете вышел синий свет. Затем Хамбо лама сказал: «Пятница».

Ну а порой святой дает советы, конкретности которых остается только дивиться: «Иностранец с кудрявыми волосами спрашивает у одного человека: «Мы будем разговаривать по-христиански», второй говорит: «На русском». Хамбо лама сказал: «Переговорите с Путиным».

А вы говорите - Нострадамус...

Благословенный Тремя драгоценностями1 незабвенного Ламы

Совершенствует свой Ум безопасно и постоянно,

Создавая возможность десяти важных встреч.

Богатство молодого друга, только в раннем накоплении благодеяний.

Видение золотой горы Сумеру, подобно встрече с пятью Скандхами2.

Не страдает, в покое ли ваше драгоценное тело?

Будьте чистым среди моря грязи в опасное и смутное время,

Как цветок пяти Скандх, подобно раскидистому дереву держащее выросшее место.

Светлые и добрые пять устремления ваши, не тронуты инеем или градом?

Этими словами довожу Учение для напоминания и сохранения!

Нашедшего человеческую драгоценную свободу – трудно найти!

Встретившего Драгоценное Учение Будды – трудно встретить!

К хозяину здешнему – Очирдари Ламе – трудно попасть и пообщаться!!!

Отдавшись обману опасных для жизни деяний,

Достигнешь предела в этой жизни, и беззаботно шагая,

Подгоняемый красной энергией кармы своей,

Ведущий на встречу к хозяину смерти.

Во время одинокого ухода в следующий мир,

Все твое богатство, родные, близкие,

Оставшись на родной стороне, не последуют за тобой.

Эти богатства безумно собранные и накопленные,

Превратятся в особый яд и станут бесполезными,

Так учили все предыдущие Будды.

Бесстрастно изучив земную жизнь, начинайте с сегодняшнего дня

Практику Десяти Благих Деяний3 – незамедлительно!!!

Больше особо сказанного нет в моем окончательном послании,

Когда пребываю в данной жизни.

Перевод XXIV Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева

Комментарии:

1. Три драгоценности - Будда, Дхарма, Сангха.
2. Пять Скандх - основа буддийского описания реальности, буквально означает пять совокупностей - единый процесс восприятия реальности живым существом разбит для удобства разъяснения на пять аспектов:

Рупа - скандха или совокупность воспринимаемого (весь обективный мир живого существа, включая его физическое тело);
Видана - скандха - восприятие или чувство (приятное, неприятное и нейтральное);
Самджня - скандха - различение, функциональный разум;
Санскара - скандха - совокупность подсознательных импульсов (принятия, отвержения и безразличия), формирующих весь спектр восприятия живых существ;
Виджняна - скандха - осознание, имеющее 6 аспектов: осознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого и работы ума.

3. Практика десяти Благих намерений - отказаться от десяти грехов тела, языка, сознания. Практика нравственности, основанная на воздержании от десяти недобродетелей.

Три физические недобродетели:
лишение жизни живого существа;
воровство;
сексуальный проступок, разврат.

Четыре недобродетели речи:
ложь;
злословие (вносить распри или раздоры);
грубость;
пустословие.

Три недобродетели ума:
зависть;
злонамеренность;
ложные взгляды (представлять несуществуюшее существующим).

Время от времени Хамбо Лама Итигэлов , «живущий» в Благословенном Дворце на территории Иволгинского дацана, появляется перед верующими. Это бывает в праздничные дни, в году их набирается 7-8. Драгоценное и Неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться (и по-просить о сокровенном) любой желающий. Но если в монастырь заглядывает кто-то из очень важных персон, XII Пандито Хамбо Лама Итигэлов может дать ему и внеплановую аудиенцию.

«Он служит России!»

Список ВИП-персон, приезжавших к нему на поклонение (часто инкогнито), впечатляет. Помимо упомянутого ранее Чубайса здесь побывали Виктор Зубков , Владимир Якунин , Валентина Матвиенко , Геннадий Зюганов , Олег Дерипаска , Сергей Иванов . Последний, будучи в ранге министра обороны, взялся рассуждать о том, что в России служат лишь в двух местах - в армии и церкви. «Хамбо Лама Итигэлов до сих пор служит России!» - резюмировал Иванов.

Навещали Итигэлова космонавт Сергей Крикалёв , сатирик Михаил Задорнов , актёры Вилле Хаапасало и Александр Михайлов . Все они не скупились на громкие заявления. «Например, Михайлов, который сам родился в Забайкалье, сказал, что благодаря Итигэлову наша Родина встанет с колен, - вспоминает Янжима Васильева, директор Института Хамбо Ламы Итигэлова . - Но особенно важными для нас стали визиты двух Президентов России».

Дмитрий Медведев приезжал в Иволгинский дацан в 2009 г. и был принят с большими почестями. После встречи с Драгоценным телом он сказал: «Хамбо Лама за нами не просто наблюдает, но и присматривает». Что до Владимира Путина , то он посетил буддийский монастырь и его главную святыню в апреле нынешнего года и в какой-то момент попросил оставить его с Итигэловым наедине. Ламы монастыря уверены, что президента интересовали вопросы вечной жизни, и он искал на них ответы. Но, возможно, Владимиру Путину просто было наконец с кем пообщаться. Ведь, как он сам ранее признавался, «после смерти Махатмы Ганди и поговорить стало не с кем».

На высшей ступени

Хотя учёные, исследовавшие нетленное тело умершего в 1927 г. человека, ничего конкретного сказать не смогли (напомним их вердикт: тело находится в состоянии, неизвестном науке), феномен Итигэлова нужно как-то объяснять. Интриги добавляют версии, выдвигаемые представителями «альтернативных наук». Например, что Итигэлов страдал дефектом гена, который «ускоряет разрушение клеточной структуры после смерти». Или что он, умирая, включил «секретный процесс бальзамирования». Проверить эти гипотезы, не взяв биоматериал на анализ, невозможно, а доступ учёным к Драгоценному телу с некоторых пор приостановлен.

Впрочем, бурятских буддистов мнение учёных мужей интересует в последнюю очередь. Ведь сами они уверены, что Хамбо Лама Итигэлов до сих пор жив! «Точнее, у нас есть два мнения по этому поводу, - признаётся Даши Батуев, хранитель Драгоценного и Неиссякаемого тела . - Одни считают, что Итигэлов достиг просветления, благословил своё тело и оставил его. В таком случае его душа сейчас может быть где угодно (в других мирах, рядом с Буддой ), а здесь находится лишь её частица. Но большинство лам придерживаются второго мнения: они думают, что учитель погрузился в глубокую медитацию и пребывает в ней до сих пор. То есть вот уже на протяжении 86 лет».

Известно, что йоги, практикующие медитацию, стремятся достигнуть особого состояния просветления - самадхи. Это последняя, наивысшая ступень медитации: человек теряет представление о собственной индивидуальности, сливается с космосом, и его душа становится способна покидать бренное тело. Само тело снаружи кажется умершим: физиологиче-ские процессы в нём резко замедляются, почти прекращаются (биологам это состояние известно как анабиоз), но находящийся в медитации йог способен их регулировать. А главное - его сознание остаётся при нём! Оно живо и функционирует, вот только проявляется совершенно неожиданно для нас, не подчиняясь законам логики. Бурятские ламы предполагают, что Итигэлов как раз по-гружён в состояние самадхи, а сознание его проявляется в виде... посланий, которые он ежедневно передаёт хранителям своего тела.

«Каждое утро после молебна главный хранитель, Бимба Лама , остаётся наедине с Итигэловым, - поясняет Даши Батуев. - Он медитирует на него около 30 минут, оценивая его состояние. И в это время получает информацию от него. Это могут быть различные мысли, сообщения, видения. Потом Бимба Лама пересказывает послание преподавателям Буддийского университета, и они пишут толкование. Могут 10 томов написать, но обычно пишут одну страницу». «Простите, но почему вы уверены, что это всё послания Итигэлова? Может, это образы и мысли, приходящие в голову хранителю?» - не удержался я от вопроса. «Я точно знаю, что это не мысли Бимба Ламы, - улыбается Даши. - Я давно с ним знаком, у него совсем другой словарный запас. Он иногда приносит от Итигэлова слова, которые сам не знает. Ему такие мысли и в голову не могут прийти».

Надо сказать, что «послания Итигэлова» выглядят весьма причудливо. Нужно быть «в теме», чтобы понять большин-ство из них. Но кое-что вполне доступно и людям, далёким от буддизма. Вот, скажем, наставление, данное воображаемому пьянице, который решил завязать: «Повторяй: стараюсь воздержаться, но без особой нужды. Если постоянно твердить о своей победе, можно затвердеть, как камень, и сорваться с горы. Лучше быть подобно песку и пропускать через себя всякие мысли».

В 2008 г., накануне очередных волнений на Ближнем Востоке, рядом с сидящим в позе лотоса Итигэловым хранитель увидел синее пламя. А затем - маятник в его руке. Ламы сделали вывод: учитель напоминает нам о непостоянстве жизни - зачем воевать, когда жизнь и так быст-ро проходит? Были послания, связанные с инаугурацией Барака Обамы (якобы Итигэлов предсказал, что тот запнётся при произнесении клятвы) и с тем, апрельским, визитом Владимира Путина. За день до его появления в Иволгинском дацане Хамбо Лама сообщил: «Будда Майтрея едет».

Майтрея - это грядущий Учитель человечества, Будда нового мира. Определённо, им было о чём поговорить друг с другом.

Что хотел сказать Итигэлов своим «возвращением»? И почему всё-таки он так хорошо сохранился? Окончание - в ближайших номерах.

Хамбо лама Итигэлов - человек, о котором слагали легенды. Говорили, он может левитировать, ходить сквозь стены и даже по воде. Не менее загадочной была и смерть великого религиозного деятеля: 15 июня 1927 года он собрал учеников, сел в позу лотоса и под молитву-благопожелание умершему ушёл в нирвану. Предварительно попросил проведать тело через 75 лет.

В 2002 году глава Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР) Хамбо лама Дамба Аюшеев вместе с группой лам подняли саркофаг. Комиссия судмедэкспертов сделала осмотр и составила заключение, где говорилось, что никакая бальзамация и консервация тела не производилась. Десятки лет оно оставалось нетленным. Сегодня это главная святыня Иволгинского дацана - центра БТСР. Несколько раз в год, в праздничные дни, Хамбо лама Итигэлов появляется перед верующими: драгоценное и неиссякаемое тело переносят в главный храм, где ему может поклониться и по-просить о сокровенном любой желающий.

Как только возник феномен Итигэлова, про это событие заговорили во всё мире. Наука и по сей день остаётся перед ним в замешательстве. В 2005 году по настоянию лидера российских буддистов доступ к нетленному телу для учёных был закрыт.

С тех пор исследования феномена проводились только в рамках конференций, организуемых БТСР. Раньше их устраивали раз в два года, а с 2017-го решили сделать ежегодными. Изменился и формат мероприятия - отныне на нём обсуждают послания Итигэлова, которые поступают в наш мир каждый день через его главного хранителя - Бимба ламу Доржиева. Хамбо лама Аюшеев публикует наставления, советы и предупреждения Учителя в соцсетях.

Главный хранитель получает эти послания на бурятском, записывает и несёт Хамбо ламе, а он обдумывает их и уже с собственными комментарием размещает на своей странице в Facebook: утром - на бурятском языке, а во второй половине дня - на русском, - рассказала на правительственном брифинге 18 июня пресс-секретарь Иволгинского дацана Алла Намсараева. - Многие делают перепосты этих записей.

Учения Итигэлова уходят на север Китая, где служители дацанов и прихожане постигают тайные знания.

Послание на бурятском расходится по всему миру, его берут буддисты из Внутренней Монголии и распространяют у себя на старомонгольском вертикальным шрифтом, - добавила Алла Намсараева.

Очередная VII конференция, посвящённая феномену Хамбо ламы Итигэлова, пройдёт с 23 по 24 июня в Иволгинском дацане. В Бурятии готовятся встретить более 60 гостей из Внутренней Монголии плюс участников из Москвы, Питера, Иркутска и других российских городов. Итого - свыше 200 человек.

Что, впрочем, неудивительно, ведь наставления Учителя, ответы на вопросы и пророчества не всегда понятны обычному человеку и иногда не имеют очевидной для обывателя логики. А потому каждый понимает их по-своему. Среди ежедневных посланий Итигэлова есть такие, что запоминаются лучше всего и кажутся особенно близкими.

Было учение, говорящее о том, что только ум возвышает человека, - привёл пример Дымбрыл-багша Дашибалданов. - Но, с другой стороны, если ум положительный, то он подавляет высокомерие.

К слову, люди, которые знают и русский, и бурятский, зачастую отмечают различия в посланиях. Это объясняется особенностями менталитета народов.



Похожие статьи