Преступление и наказание воскрешение раскольникова через любовь. Сочинение: Их воскресила любовь (по роману «Преступление и наказание»)

"Воскрешение человека в Расскольникове через любовь" и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Тихонова[гуру]
Жизнь любого человека - это его внутренняя борьба между добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости, ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если Бога нет, то все дозволено» . Раскольников остается один на один со злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между началом и концом, где царствует один лишь озлобленный ум, и возникает почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет бедного студента, а затем, набирая все большую и большую силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую немедленного воплощения в жизнь. Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека, не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах
Источник:

Ответ от Наташа Фомичева [активный]
Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозный характер. Родион Раскольников и Соня Мармеладова – это два главных героя этого произведения, их мировоззрение составляет идейную часть романа. Важнейшую роль в романе играет Соня Мармеладова. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья, своего или чужого, путем преступления.
Судьба свела героев в такой момент жизни, когда они были необходимы друг другу. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она тоже «переступила», она тоже преступница, но сделала это не ради себя, а ради близких ей людей. Соня чувствует, что и она виновата в преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает это. Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И она понимает его, но не разумом, а сердцем. Любовь Сони возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. В Соне автор воплотил лучшие качества, которые могут быть у человека. Она, в отличие от Раскольникова, не разуверилась в людях и уверена в том, что они по природе своей добры. Родион смог признаться Соне в убийстве только потому, что любил ее и знал, что и она его любит.
Таким образом, в романе "Преступление и наказание" нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, выражается через Соню в смирении и способности к страданию. И как говорил Достоевский: "Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих".

Разделы: Литература

Цель: осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне, к богу.

Оформление: портрет Ф.М. Достоевского, выставка его книг, стенгазета, иллюстрации учащихся к роману «Преступление и наказание».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Эпиграф:

  1. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей.
    Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы».
  2. Обрести Христа – значит обрести собственную душу.
    Ф.М. Достоевский.

Вопросы на размышление (запись на доске).

  1. Во имя чего «преступила» Соня Мармеладова?
  2. К чему может привести теория «сильных мира сего?»
  3. Когда впервые прозвучала тема любви в романе? Какая эта любовь?
  4. Будет ли лёгким дальнейший путь наших героев, Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова?

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», поэтому нам предстоит осмыслить последние страницы, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашёл отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии.

Гуманизм (от латинского – человеческий, человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, его земные интересы . (Определение записано на доске).

Гуманисты эпохи Возрождения ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма.

Французскими просветителями XVIII век в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сущности мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности.

Марксизм продолжил и развил идеи просветителей об окружающей действительности, соединив освободительную борьбу рабочего класса с борьбой против религии и Церкви.

Крайнее выражение гуманистические идеи получили в трудах немецких философов Макса Штирнера (1806-1856), выступившего с проповедью самообожествления и демонического индивидуализма, и Фридриха Ницше (1844-1900), создавшего учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах - «Воля к власти», «Антихристианин», «Се человек» – попираются все святыни, открыто прославляется зло.

Отрицание бога французскими просветителями 18 века, марксистами, немецкими философами Макса Штирнера (1806 – 1856) и Фридриха Ницше (1844-1900) постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зиящую бездну за этими и подобными учениями, пророчески отобразил её в своих творениях и указал выход: возвращение к Богу, к свету, к жизни. Его искусство проникнуто христианским духом, освещено светом евангельской истины (слайд 1).

По словам Н.А. Бердяева Достоевский – «…та величайшая ценность, которой оправдает русский народ своё бытие в мире, то, на что может указать он на Страшном суде народов. Когда пришло к Достоевскому «перерождение», в какой момент своей жизни он сказал слова: «Мы будем вместе с Христом?» (слайд 2)

2. Сообщение ученика о казни Достоевского 22 декабря 1849 года.

В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского. В 1846 году он познакомился с Петрашевским и стал посещать его «вечера», на которых помимо литературных вопросов обсуждались новейшие социалистические учения. Царское правительство преследовало такие кружки, и в один момент всех участников арестовали, некоторые из них, в том числе и Достоевский, были приговорены к смертной казни. Достоевский пережил страшные минуты: «…троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди, и жить мне оставалось не более минуты». В последний момент приговор был отменен. «Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья… Теперь переменяю жизнь, перерождаюсь в новую форму… Я перерожусь к лучшему. Вот вся моя надежда, все утешение мое».

А это, ребята, Евангелие, подаренное Достоевскому женами декабристов, когда он оказался на каторге (слайд 3).

«Произошло ли перерождение писателя?» - спросите вы?. Да, но много, много лет спустя. «Через большое горнило сомнений моя осанна прошла»,-сказал о себе писатель. Эти же слова можно отнести и к главному герою романа «Преступление и наказание». Наверное, здесь можно привести и слова Льва Толстого

(слайд 4): « Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.
И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу».
(Лев Толстой)

– Давайте еще раз вспомним, во имя чего «преступил» закон Раскольников? В чем суть его статьи?

(Демонстрация и комментирование слайдов 5-7)

3. Чтение отрывка из книги М. Штирнера.

«Победить или покориться – таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побеждённый обращается в подвластного…я…не стану бояться мысли, как бы дерзка и «демонична» она ни была, потому что в моей власти уничтожить её, если она мне станет представляться неудобной…Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь больше…я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, противозакония» - эта цитата из единственного произведения Штирнера. Больше он ничего не написал. Даже бумаги его погибли. Последние десять лет своей жизни он провёл в страшной бедности и одиночестве, умер в пятьдесят лет. Семьи и друзей у него не было. Другой немецкий философ Ф. Ницше, о котором мы упоминали, закончил жизнь в сумасшедшем доме. Наш герой испытал сильнейшее воздействие таких личностей, как Штирнер, Наполеон, и создал свою теорию «обыкновенных и необыкновенных людей» (обращение к эпиграфу (Тут дьявол с богом борется, а поле битвы – сердца людей. позволяющей себе «кровь по совести», не для него. Где же выход?

4. Беседа по роману.

– Обращение к названию произведения «Преступление и наказание». В названии романа три слова. Второе слово (союз и) тоже может быть особым образом, что следует непосредственно за преступлением? Ещё не наказание (рассказ ученика «Библейская легенда о Каине и Авеле»). В библейском рассказе о первом убийстве этот момент наполнен таким содержанием: «И сказал Господь Каину: Где Авель, брат мой?» Почему всеведущий Бог спрашивает Каина об убитом брате? Очевидно, что Господь знает о преступлении. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, т.к. «Бог не хочет смерти грешника, но - чтобы обратиться к нему и быть живу. Каин ничем не наказан, но его состояние такое же, как перед убийством, - помрачение ума. Ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжёт: «Он сказал: не знаю: разве я сторож брату моему?»

Достоевский тонко вводит в роман тему любви.

Когда она впервые прозвучала?

Какая эта любовь?

– Каким неразрешимым вопросом мучается Раскольников, пристально наблюдая за жизнью Сони? Почему каторжане, которые его самого не любили и избегали все, а под конец даже стали ненавидеть, презирали, смеялись над его преступлением, «почему все они так полюбили Соню?»

– Последние страницы романа проникнуты взволнованно нарастающей мелодией любви, надежды, обновления. Не имея возможности во время болезни посещать Раскольникова, Соня часто приходила под окна госпиталя, «чтобы постоять во дворе минутку и хот издали посмотреть на окна палаты». И с героем, случайно увидевшим её, произошло необычайное: «Что – то как бы произошло в ту минуту в его сердце…» И когда он читал её записку, «сердце его сильно и больно билось». О чём говорят эти детали? (ожившее сердце – прибежище любви – верный признак возрождения человека). Обратимся к эпиграфу 2. Что способствовало развитию этого чувства? Почему Соня за всё время каторги ни разу не говорила с Раскольниковым о вере и не «навязывала» ему книги, как он опасался? Почему он сам попросил Евангелие именно незадолго до болезни?

– Будет ли лёгким дальнейший путь наших героев? (слайд 8)

(открытый финал романа утверждает, что путь духовного усовершенствования не только труден, но и беспокоен, это «великий подвиг», но только он даёт человеческий жизни смысл). позволяющей себе «кровь по совести», не для него. Где же выход?

– С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После каких событий? Что изменилось в его намерениях?

– Судьба свела героев в такой момент жизни, «когда они оба были необходимы друг другу: все, что Раскольников узнает о Соне от Мармеладова, Катерины Ивановны, услышит от неё, чему станет свидетелем в эти же дни, незаметно для него самого будет разрушать те идеи, которые стали его «мрачным катехизмом» и исказили представление о человеке. Жизнь Сони, несмотря на её внешнюю простоту и будничность, наполнится ощущением счастья. Расскажите историю ее жизни. По каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» Соня?

– Да, путь Сони – это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Замечательный русский православный философ И.А. Ильин называет такую жизнь пребыванием в «Божием луче» и всяком выпадение, выхождение из него ощущает очень остро, строго судит себя за это, обозначает словом «грех» и всеми силами души стремится к покаянию, очищению… Выделите корень в словах покаяние, покаяться. Какое отношение он имеет к библейской легенде и Каине и Авеле.

– Обращение к названию произведения «Преступление и наказание». В названии романа три слова. Второе слово (союз и) тоже может быть особым образом, что следует непосредственно за преступлением? Ещё не наказание (рассказ ученика «Библейская легенда о Каине и Авеле»). В библейском рассказе о первом убийстве этот момент наполнен таким содержанием: «И сказал Господь Каину: Где Авель, брат мой?» Почему всеведущий Бог спрашивает Каина об убитом брате? Очевидно, что Господь знает о преступлении. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, т.к. «Бог не хочет смерти грешника, но – чтобы обратиться к нему и быть живу. Каин ничем не наказан, но его состояние такое же, как перед убийством, – помрачение ума. Ибо только безумием можно объяснить, что, отвечая всеведущему Богу, Каин лжёт: «Он сказал: не знаю: разве я сторож брату моему?»

От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение.

5. Выводы.

Перед вами картина известного русского художника Ильи Глазунова «Возвращение блудного сына» (слайд 9).

Рассмотрите ее. Подумайте, что хотел показать автор и можно ли сказать, что она по своему сюжету близка к идее романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

6. Домашнее задание:

Написать сочинение на одну из тем, взятых из «Перечня тем для проведения письменного экзамена по литературе в 11 классе.

  1. Признание Раскольниковым в преступлении (Анализ эпиграфа из главы 8, части 6 романа).
  2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием». (И. Анненский). По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  3. Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога?
  4. Раскольников и его «двойники».

В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа «Преступление и наказание» в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала «Русский вестник» М. Н. Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях,

Поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты». Почти месяц он проводит после убийства до окончательной катастрофы. Никаких подозрений нет и не может быть. Тут-то и начинается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но вернуться опять к людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свою вину.

Смысл страданий Родиона в том, что совесть и разум вступили в борьбу между собой. Разум судорожно отстаивает возможность для Раскольникова быть человеком «высшей породы». Герой всецело полагается на свой рассудок, на свои «теоретические опоры». Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а «самого себя». Совесть оказалась гораздо сильнее разума и, нужно сказать, что еще до убийства процентщицы она оказывала на его поведение большое влияние. Вспомним хотя бы размышления Раскольникова после «подготовительного» визита к Алене Ивановне: он вышел от нее в смущении, несколько раз останавливался на лестнице и уже на улице воскликнул: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. – И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»

Так где же настоящий Раскольников – до или после убийства? Сомнений никаких быть не может: и теория, и попытка ее осуществления – это временное заблуждение Раскольникова. Интересно, что повышенная тяга к «делу» у него появилась после письма матери, где она рассказывает о намерении его сестры выйти замуж за Лужина. В конце письма она спрашивает: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?» В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая в конечном итоге представляет собой вопрос – с Богом ты или нет? И отсюда уже определяется путь героя – вина, возмездие, раскаяние, спасение.

Достоевский ищет резервы исцеления своего героя не только во внешнем воздействии на него (Соня, Разумихин, сестра, Порфирий Петрович), но и в нем самом, в его жизненном опыте, в том числе и религиозном, сформировавшем его совесть и нравственность.

После страшного сна о зверском убийстве лошади пьяными мужиками он обращается к Богу с настоящей молитвой: «Боже! – воскликнул он, – да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» И в этом же внутреннем монологе несколько далее он вновь взывает к Богу: «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей».

Став убийцей, Раскольников почувствовал себя разъединенным с людьми, оказавшимся вне человечества. Он настороженно и даже виновато смотрит в глаза людям, а иногда начинает их ненавидеть. Убийство, которому он хотел придать идейный вид, сразу же после его совершения предстало перед ним как достаточно обыкновенное, и он, заболев всеми обычными тревогами и предрассудками преступников (вплоть до их притяжения к тому месту, где совершено преступление), начинает лихорадочно пересматривать свои философские выкладки и проверять крепость своих моральных опор. Его напряженные внутренние монологи с бесконечными «за» и «против» не освежают и не успокаивают его, психологический процесс приобретает в нем огромный накал.

Достоевский через страдания очеловечивает героя, будит его сознание. Раскольников знакомится с Лужиным и Свидригайловым, видит на их примере возможный путь своего нравственного развития, окажись он сильной личностью, и наконец писатель направляет Раскольникова на путь более близкий его душе – знакомит с Соней Мармладовой, носительницей мирового страдания и идеи Бога.

В. С. Соловьев дает в одной из статей о Достоевском четкую психологическую схему духовной эволюции Раскольникова, учитывая влияние на героя многих внешних и внутренних факторов: «Но вот вдруг то дело, которое он считал только нарушением внешнего бессмысленного закона и смелым вызовом общественному предрассудку, – вдруг оно оказывается для его собственной совести чем-то гораздо большим, оказывается грехом, нарушением внутренней нравственной правды».

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова – это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у него иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Любое общение с людьми ранит его все больше и больше, но все сильнее его тянет к Богу. После посещения Разумихиным Раскольников восклицает: «Господи! скажи ты мне только одно: знают они обо всем или еще не знают? А ну как уж знают и только прикидываются, дразнят, покуда лежу, а там вдруг войдут и скажут, что все давно уж известно и что они только так… Что же теперь делать? Вот и забыл, как нарочно; вдруг забыл, сейчас помнил!..»

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение». Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Соня вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры. Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, освещенной божественным светом. Правда, душевное просветление героя длилось недолго – разбуженная жизненная энергия ушла во тьму его заблуждений. Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:

«Довольно! – произнес он решительно и торжественно, – прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и – довольно, матушка, пора на покой!»

После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания. Настоящей героиней романа становится Соня – носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания. Великая религиозная мысль скрывается в этой «отверженной» девушке с бледным и худеньким личиком.

И что чрезвычайно важно, что определяет дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова и что единственно могло лишить его теоретических идей и подавляющей зачастую власти разума над ним – общение с Соней. Оно в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, не как на реализацию социально-философских выдумок, а как на нарушение нравственных норм, нарушение божественных установок. Постепенно происходит своеобразное «обезоруживание» бесовского рационального начала у героя.

Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста – Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно бессмысленны. Но в процессе диалога на эту тему у Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять, его своеобразное злорадство по поводу ее жизни и религиозных представлений было нужно ему самому – это его сопротивление духовному воздействию Сони, его стремление отстоять свои прежние позиции, но вдруг, возможно, неожиданно для него самого происходит какая-то необъяснимая «сдача позиций»:

«Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…

– Что вы, что вы это? Передо мной! – пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

– Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Поклонение страданию человеческому – это уже христианское движение души, поклонение «твари дрожащей» – это уже не прежний Раскольников. Наиболее значимым эпизодом «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, – о воскрешении Лазаря. «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он – тоже ослепленный и неверующий, – он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.

Это и будет его духовным очищением, «воскресением из мертвых». Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший». Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.

Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительной для человечества любви и уже отсюда – в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу. Вот этот эпизод, который заключает путь Раскольникова из преступного настоящего в новое будущее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Достоевский «преодолевает» время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни.

Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению «сверхчеловека» от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей.

Как опытный проводник, знающий единственную и верную дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Мировая литература немыслима без Достоевского, многое в его творчестве обращено в будущее, к духовному возрождению всего человечества.


10. Какую часть в романе занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую - наказание его?
12. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я поклонился», - как-то дико произнес он».
II. Итоговые вопросы на усвоение (устно или письменно).
Время у достоевского
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
...
Полное содержание Подобный материал: Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Цель: осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь Соне.

Ход урока.

I. Осталось перелистнуть последние страницы романа о Р. Раскольникове. Каким он видится вам, человек совершивший преступление И купающий свою вину через наказание?

(Р. Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убеждён в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу, он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким уголком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран, решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)

II. Обратимся к эпилогу; проследим, как происходит воскрешение чело­века в Раскольникове через любовь.

  • Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
    Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отно­шении каторжников к нему и к Соне?
  • Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Пересказ.
(Отражение постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпи­логе. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных -тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же «властели­ны», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чисты­ми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это - люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые без­оглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать" и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. В свое время «идея» Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи-процентщицы - смерть Лизаветы - болезнь и смерть матери - почти смерть Раскольникова (мысли о самоубийстве). Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новой соотношение людей. Если раньше он считал, что «... людей с новою мыслию... необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды произносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на поминках). «Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением». Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными («статейку вашу прочитал как знакомую...»). Для многих заманчиво желание ощутить себе лучше других.)

- Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал
раньше обыкновенными?

В конце романа Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова. В за­писных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Рас­кольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа... Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат не убедительно. И все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленно­сти и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеоб­щая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной хри­стианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление пере миром зла и насилия, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». (И.А. Фольгесон)

Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.)
(Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет...). Эти слезы - новый рубеж е начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему... Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.

III. Чтение писем героям романа, домашнее задание.

Записать домашнее сочинение. Темы на выбор:

  • Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе
  • «Их воскресила любовь»
  • Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  • Теория идеи Раскольникова и ее крах
  • Образ Петербурга в романе
  • Автор и герой в романе.
  • Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  • Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  • Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  • Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.
  • Бунт Родиона Раскольникова.
  • Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
  • Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и
    наказание»-
  • Образ Раскольникова в романе
  • О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Пре­ступление и наказание».Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.
  • «Правда» Сони Мармеладовой «В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете - Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Досто­евского
  • Мастерство Достоевского в создании характера героя (на
    примере любого персонажа)
  • Преступления Р. Раскольникова. О каком наказании идет речь в романе?
  • Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф.М. Дос­тоевского
Итоговый урок.

Цель урока: проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи.

Ход урока.

I. Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1. Р. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

  1. Семьи Мармеладовых
2) Матери и сестры

3) Оправдания своей теории

2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:

«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшном выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами большой круглой голове...Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешли­вое».

  1. Заметов
  2. Разумихин
  3. Лужин
3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с заме­чательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодуш­ное, что невольно привлекало к ней».

  1. Дуня Раскольникова
  2. Соня Мармеладова
  3. Девушка на мосту
4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтож­нейшем злодее в мире»?

1) в Свидригайлове

2) в Лужине

3) в Лебезятникове

5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за
человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

  1. Дмитрий Прокофьич
  2. Порфирий Петрович
  3. Петр Петрович
6. О ком идет речь?

« Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он... чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»

  1. Раскольников и Софья Семеновна
  2. Свидригайлов и Марфа Петровна
  3. Разумихин и Авдотья Романовна
7. Кому принадлежат комнаты?

А) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая...походила как будто
на сарай, имела угол, ужасно острый...; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы...

Туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями...

1) Алене Ивановне

3) Раскольникову

8. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

  1. До убийства
  2. Во время убийства
  3. После убийства
9. С какого момента начинается наказание Раскольникова:
  1. До убийства
  2. После убийства
  3. На каторге
10. Какую часть в романе занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую - наказание его?
  1. одну часть 1. наказание
  2. пять частей 2. преступление
    П. Кто из героев романа по профессии юристы?
  1. Порфирий Петрович
  2. Заметов
  3. Лужин
12. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я поклонился», - как-то дико произнес он».
  1. «всем страдающим женщинам»;
  2. «всему страдающему человечеству»;
  3. «всем обиженным».
II. Итоговые вопросы на усвоение (устно или письменно).
  • Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
  • В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?
  • Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?
  • Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?
  • В чем состоит наказание Раскольникова?
  • Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?
- В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления-

Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова
перед преступлением?

  • Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?
  • Почему Раскольников не вынес убийство нравственно?
  • Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?
  • Что общего и различного у героя с Лужиным?
  • Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?
  • Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего
    он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?
  • За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его
    заболевание?
  • Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что
    он психолог, называя себя реалистом?
  • Какое место в изображении героев занимает их внутренний мо­нолог?
  • Как вы докажете, что Достоевский - непревзойденный мастер
    диалога?
  • Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?
III. Чтение и рецензирование сочинений.

ВРЕМЯ У ДОСТОЕВСКОГО

Время в романе «Преступление и наказание» предельно насыще­но действием, событиями. Они совершаются всего в течение 14 дней, двух недель.

Предыстория героев очень краткая. Читатели присутствуют при катастрофе, завершающей жизнь или этап жизни героев.

Первая часть

/ день. Гл. I - II.

Визит Раскольникова к старухе.

Встреча с Мармеладовым. Первый визит к Мармеладову.

2 день. Гл. III - V.

Письмо от матери, рассуждения и решение. .

Встреча с девушкой на бульваре.

Сон о забитой лошади.

Встреча на Сенной с Лизаветой: услышал, что завтра в 7 ее не бу­дет дома.

3 день. Гл. VI - VII.

Воспоминание о разговоре в трактире.

Говорили о том, что стару­ха-процентщица богата. Убийство.

Вторая часть

4 день. Гл. I - II.

Вызов Раскольникова в полицейскую часть (не платил квартир­ной хозяйке).

Обморок в части.

Прячет взятые у старухи вещи под камень, не взглянув, что там, сколько денег.

«Нет улик».

Визит к Разумихину.

Дома. Ужасный сон - кажется, что бьют хозяйку.

5, 6 день. Обморочное состояние. Бред.

  1. день. «Пришел в себя».
  2. день. Гл. III - VII. Гл. I (3 ч.)
Разумихин в комнате Раскольникова. Деньги от матери. Покупки Разумихина.

Разумихин рассказывает о том, что в убийстве старухи подозрева­ют красильщика.

Появление Лужина. Известие о скором приезде матери.

Ссора с женихом сестры.

«Побег» Раскольникова из дома. Странное поведение в рестора­не. Разговор с Заметовым.

Видит, как на мосту женщина бросается в воду.

Третий визит к старухе. Захотелось проверить ощущения.

Встреча с Мармеладовым. Смерть Мармеладова.

У Мармеладовых. Соня. Отдает последние деньги.

Визит к Разумихину, у которого собрались вечером друзья.

Третья часть

Встреча с матерью и сестрой. «Странное» поведение Раскольни­кова. Болезнь.

9 день. Гл. II - VI.

Разумихин в «номерах» у матери и Дуни Раскольниковых.

Записка от Лужина.

Соня у Раскольникова.

У Порфирия Петровича. Рассуждения о преступлении. Статья Раскольникова.V гл.

Четвертая часть

Свидригайлов у Раскольникова. Известие о том, что жена Свидригайлова оставила Дунечке завещание.

Вечером у матери и Дуни.

Разрыв Дуни с Лужиным.

«Человек из-под земли».

Первый визит к Соне, чтение Евангелия. IV гл.

10 день. Гл. V - VI.

У Порфирия Петровича. Неожиданный исход: признание Митьки.

Дома, Развязка с «человеком из-под земли».

Пятая часть

/./, 12 дни.

На поминках у Мармеладовых.

Визит Раскольникова к Соне. Признание Раскольникова Соне.

Лебезятников сообщает, что Екатерина Ивановна сошла с ума, ушла с детьми на улицу.

Екатерина Ивановна на улице.

Смерть Екатерины Ивановны в комнате Сони.

Шестая часть

13 день. Гл. I -VI.

Разумихин у Раскольникова. Сообщение о письме, полученном Соней.

Визит Порфирия к Раскольникову. Советы Порфирия, который знает убийцу.

Встреча со Свидригайловым в трактире. Обман Свидригайлова, чтобы встретиться с Дуней.

Визит Свидригайлова к Соне. Устройство дел. Визит Свидригай­лова к невесте.

Ночь кошмаров в грязном трактире.

14 день. Гл. VII - VIII.
Самоубийство Свидригайлова.

Визит Раскольникова к матери перед тем, как признаться в пре­ступлении.

У Сони. Окончательное решение Раскольникова. VIII гл.

Поклонение на Сенной площади народу. Смех.

Покаяние в конторе.

Эпилог

Встреча с героями через 9 месяцев. Сибирь. Острог.

Смерть матери.

Свадьба Дуни с Разумихиным. Письма Сони.

Любовь Раскольникова к Соне. «Их воскресила любовь».



Похожие статьи