Работа дальнобойщика, как устроиться на данную вакансию. Дальнобойщик: плюсы и минусы самой дорожной профессии Как стать водителем грузовика без опыта

Хочу на «дальняк»!

«В конце жизни мы пожалеем лишь о том, что мало любили и путешествовали»

О чем мечтают мальчишки, выбирая профессию? Да как обычно – летчиком, моряком, космонавтом, ой, о чем это я, ведь это из моего детства, когда Мальчиш-Кибальчиш был героем. Сейчас главный герой – Мальчиш-Плохиш, провернувший удачную сделку за ящик печенья и бочку варенья. Так что когда среди хора – хочу быть брокером, дилером, киллером, на крайний случай программером, слышится: «хочу быть дальнобойщиком!», то к этому пацану стоит внимательно присмотреться. И, возможно, подумать – а как, на самом деле, стать дальнобойщиком в России? И еще – а стоит ли это делать?

Кто же такие «дальнобойщики»? И насколько привлекательна сейчас эта профессия, чтобы так хотеть им быть? «Дальнобойщик» это жаргонное выражение, означает она профессионального водителя тяжелого магистрального грузовика, перевозящего грузы между регионами и странами, большую часть жизни проводящего за рулем. И уже из этого определения ответ на вопрос «как стать дальнобойщиком » вытекает сам собой. Надо получать права на вождение автомобиля, как это не банально звучит, причем определенной категории. Поскольку магистральные перевозки по автодорогам производятся, в основном, седельными тягачами с одним, как минимум прицепом, то такие машины могут водить лишь имеющие права с категорией «СЕ». Отсюда вытекает и еще один ответ на злободневный вопрос: «как стать дальнобойщиком без опыта?» Извините за банальность, но никак не стать. Эту категорию можно получить лишь с 21 года, после сдачи на категорию «С», до этого момента надо как-то жить и что-то есть, значит зарабатывать деньги, лучше, если водительским трудом, если на прицеле – дальние рейсы. Дальнобойщик без опыта, это водитель, имеющий стаж вождения лет пять шесть, не важно чего – Газели, КамАЗа, карьерного грузовика. В крайнем случае, им можно стать, если есть деньги на собственный магистральный тягач и административная жилка по поиску клиентов для перевозки. Таких «дальнобоев» с собственными грузовиками в среде водителей магистральных тягачей называют «барин», кто уважительно, кто с долей иронии, кое-кто и враждебно. Но опять же, не зная специфики профессии, просто не умея водить в условиях полной автономности, вдали от ремонтных баз, теплого жилья, нормального питания, лучше не пытаться начинать. Для тех, кто не представляет жизни без дальних дорог или автомобильной баранки, лучше начать с должности напарника с серьезным и опытным водителем, это прекрасно понимают те, у кого автомобильные перевозки – основа бизнеса. Если они будут доверять грузовики стоимостью несколько миллионов и груз, еще более дорогой, дилетантам, то просто вылетят в трубу.

Что нужно, чтобы стать дальнобойщиком ? Про права определенной категории мы уже говорили, про опыт тоже. Но надо еще кое-что. Например, солидную долю авантюризма в своем характере, умение владеть собой в любых стрессовых ситуациях. В чем-то эта профессия сходна с профессией моряка – та же неустроенность быта, полукочевой образ жизни. Только в экипаже парохода людей побольше, а «дальнобой» – ну как человек, решивший обогнуть земной шар на яхте в одиночку. Конечно, всегда можно найти помощь и в море, и на дороге, дальнобойщики уже давно объединились в своеобразный профсоюз, но надо уметь рассчитывать лишь на себя.

Скучная статья получается, слишком уж правильная. Должно быть что-то в профессии, что заставляет к ней стремиться, несмотря на трудности и сложности. Должен быть положительный баланс, иначе никто бы не водил магистральных тягачей. Этот драйв, конечно, есть. Стремление человека увидеть – что же за тем поворотом естественно и заложено природным инстинктом познания. Та же автономность в пути это не только ответственность за машину, груз, самого себя, но и осознание себя как цельной личности, могущей посягнуть и достичь. Каждый удачный рейс сильно повышает самооценку, вполне на законных основаниях позволяет считать себя немного особенным человеком. Платят, кстати, «дальнобоям», работающим в солидных транспортных компаниях, очень неплохо.

Опытные водители постоянно слышат этот вопрос. К сожалению, большинство из них говорят, что не хотели бы передать профессию дальнобойщика своим детям. Да, вокруг нее летает множество романтических историй, однако на самом деле это очень тяжелый, а иногда и опасный вид деятельности. Обратите внимание, эта работа сильно подрывает здоровье. Помимо того, дополнительные трудности создают суровые зимние условия и конечно же наши ужасные дороги. Причем что хуже – под большим вопросом.

Как стать дальнобойщиком – образование

Чтобы водить грузовик никакое образование вам не понадобится. По сути, вы можете окончить школу и не идти в высшее учебное заведение. Однако без аттестата об получении среднего образования вас вряд ли куда-то возьмут. Чтобы вас посадили за руль грузовика, нужно получить права, с соответствующей категорией на грузовик, но лучше – на грузовик с прицепом.

Как стать дальнобойщиком – водительские права

Допустим, что вам 18 лет и вы идете в автошколу. Рекомендуем вам открывать сразу 2 категории В и С. По времени это займет 2-3 месяца, а по деньгам 300-500$.

Что делать в ГИБДД? Первым делом вы сдадите теоретический тест, состоящий из 20-ти вопросов. Сдав тест, вы переходите к сдаче практических занятий. На грузовике вы должны будете проехать по закрытой площадке: змейкой и припарковаться. Сдадите площадку и вам скажут проехать по городу. Вы не должны допускать никаких ошибок.

Допустим, вы получили долгожданную пластиковую карточку с правами на 2 категории. Вы можете управлять грузовиками и водить авто эвакуаторы , самосвалы, фургоны, но на грузовике с полуприцепом еще не можете ездить. Только через 1 год подтвержденного стажа вождения категории С, вам будет разрешено открыть категорию Е. Вот с ней вы и будете управлять фурой с полуприцепом.


Как стать дальнобойщиком – подтверждение стажа вождения

Вы имеете стаж вождения с категорией С более года и хотите открыть категорию Е. Давайте определимся, что такое стаж? С некоторых МРЭО требуют документальное подтверждение вашей работы на грузовике – они хотят увидеть трудовую книжку с подтверждением. Это все ихние прихоти, не подтвержденные законом! Если с вас требуют подтверждающий документ – требуйте письменный отказ.

Вас допускают к сдаче экзамена на категорию Е. В автошколе вам должны будут выдать соответствующий сертификат. Экзамен на категорию Е не нуждается в сдаче теоретической части. Практика и только практика. Вы должны идеально выполнить 2 элемента на площадке:

  • Поставить фуру задним бортом к платформе.
  • Выполнить прямолинейное движение задним ходом.

Это еще не все. Вас ждет практический экзамен вождения по городу. Все, теперь вы можете водить даже самые большие грузовики.


Как стать дальнобойщиком – начало работы

Большинство дальнобойщиков начинали с грузовой Газели и перевозок радиусом до 150 км от города. Газель обладает множеством положительных моментов.

  • Купить живую Газель с небольшим пробегом можно за 3000$. Это можно сделать без кредита.
  • Грузоперевозки на Газели найти гораздо проще.
  • Минимальный экономический риск. Восстановление газели после аварии будет очень дешевым.
  • Газель можно водить с водительской категорий В.

Начните с небольшого грузовичка, купленного за свой счет , ведь работать лучше на себя, а не какого-то дядю. Обратите внимание, работая на Зиле или на Газели, вы будете ночью спать дома, ведь радиус перевозок позволит вам вовремя возвращаться домой.

Если вы хотите сразу сесть за руль большой техники, то начните с работы в карьерах или на самосвалах по уборке снега (коммунальные службы). Не хотите? А начать нужно с этого, ведь вы гарантированно будете делать ошибки , которые большая дорога не прощает. В карьере вы будете ездить с такими же грузовиками, а уборка снега производится только ночью, когда дороги пустые.


Вы можете пойти в какую-то автобазу и устроиться стажером . Однако даже стажеров берут по рекомендациям или по знакомству. Никто не знает, сколько вы пробудете стажером. Вы будете кататься в дальние рейсы, общаться с водителями, узнавать работу, но денег вам платить никто не будет. Вы должны осознать, что 20-летнему парнише нужно будет сделать что-то невозможное для доказательства своего профессионализма, иначе дорогую машину с еще более дорогим грузом вам не доверят.

Профессия дальнобойщик сегодня постепенно набирает популярность, как один из перспективных видов деятельности. Даже в условиях кризиса перевозчики обеспечивают стабильные выплаты заработных плат, которые заметно выше средних по стране. Несмотря на явную материальную выгоду от устройства на работу можно выделить недостатки, которые в большинстве случаев определяют будущую профессиональную ориентацию водителей:

  • необходимость значительного опыта, квалификации, личных качеств;
  • постоянное нахождение за рулем и нагрузки оказывают негативное влияние на здоровье;
  • важно умение моментально ориентироваться в ситуации на дороге, находить лучшие варианты доставки грузов без повреждений за ограниченный срок;
  • частые рейсы, по причине которых дома проводится мало времени.

Если водитель готов преодолеть все трудности работы, стать настоящим профессионалом в сфере грузоперевозок, его ждет бесценный опыт езды на крупногабаритных автомобилях по дорогам России, стран ближнего зарубежья, Европы. Вы получаете квалификацию, возможность обслуживания опасных грузов, приобретения собственного грузовика для работы «на себя». Самое главное преимущество – хорошая оплата труда. Плюсы и минусы профессии дальнобойщика подтверждают, что подобный вид деятельности позволяет найти тот самый баланс, который способствует постоянному повышению квалификации водителя.

Что требуется для того, чтобы стать дальнобойщиком?

Перед началом работы дальнобойщиком рекомендуется внимательно изучить всю актуальную нормативно-правовую базу, связанную с оказанием услуг по грузоперевозкам. Это поможет избежать проблем и вопросов при обучении и деятельности на предприятии. Первый шаг на пути к получению профессии – обучение в автошколе. Будущему водителю грузовика необходимо получить документ категории С, а для осуществления перевозок с применением прицепов дополнительно требуются права категории Е.

Занятия в автошколе проводятся до трех месяцев. За это время можно получить комплекс необходимых знаний и навыков по управлению грузовыми транспортными средствами.

  • На завершающем этапе обучения проводится сдача государственного экзамена. Сначала ученик автошколы сдает специальное тестирование, которое включает в себя 20 тематических вопросов.
  • После этого обязательно сдается практическая часть. В рамках закрытого автодрома проводится прокат на грузовом автомобиле, после которого определяется успех в выполнении задания.
  • В случае «отличной» сдачи каждого из экзаменов проводится последняя часть экзамена – движение на грузовом транспортном средстве в условиях открытого города. Успешное прохождение каждого из испытаний станет гарантией получения, в конечном итоге, водительских прав категории С.

При трудоустройстве в транспортную компанию или открытии собственного дела максимальную эффективность и сокращение сроков перевозки грузов обеспечивает предварительное ознакомление и внимательное изучение выбранных маршрутов, по которым в перспективе осуществляется движение. Водитель должен располагать подробными сведениями касательно текущего состояния дорог, аварийных ситуациях, ремонтных работах, пробках. Решать подобную задачу помогают специальное радио или тематические сайты дальнобойщиков, где дальнобойщики обсуждают последние новости, предупреждают коллег о возможных проблемах на маршруте.

Как можно стать дальнобойщиком в России?

Одним из проверенных вариантов того, как стать дальнобойщиком в России, станет перевозка тяжелого багажа в больших объемах. Примером такой деятельности может выступать транспортировка негабаритных грузов. Для решения такой задачи может потребоваться наличие прицепа с соответствующей категорией прав. Подтверждают водительскую квалификацию и опыт наличие удостоверения и сертификатов, специальный договор или трудовая книга.

После завершения обучения задачей водителя становится поиск работы по выбранной специальности. Один из вариантов – обращение в транспортные компании или логистические центры, которые успешным соискателям предоставляют грузовик, обеспечивают сотрудников хорошей заработной платой и постоянной работой вахтовым методом.

Второй способ – это приобретение собственного грузовика и самостоятельный поиск заказов на транспортировку товаров. Такой подход позволяет получить не только профессиональный опыт в грузоперевозках, но и познакомиться с особенностями делопроизводства собственной компании, регулировать рабочее время, брать только лучшие заказы. Главный недостаток – это необходимость значительного вложения средств на приобретение техники и обеспечение деятельности бизнеса.

Как стать дальнобойщиком без опыта работы

Основным требованием к новичкам без опыта работы в сфере грузоперевозок является получение водительских прав категории С и Е, которые открывают возможности для управления фурой с прицепом. Иногда рекомендуется заняться малыми перевозками по области в рамках собственного бизнеса или небольшой региональной компании. Это помогает получить необходимый водительский опыт, привыкнуть к специфике данного вида деятельности. Вы будете гораздо больше времени проводить дома благодаря отсутствию дальних рейсов.

После достижения примерно годового опыта в профильной деятельности рекомендуется переходить к более продолжительным и серьезным перевозкам, что предполагает также переход с небольшого грузовика к работе на обычной фуре. Преимуществом перехода к работе на большегрузном транспорте станет более высокая оплата труда, однако на порядок повышается степень ответственности, а перевозка предполагает поездки по всей территории страны, а также международное сообщение. Данная сфера является наиболее сложной, однако при правильном подходе принесет водителям интересную профессию и стабильный высокий доход на протяжении многих лет.

Независимо от того, планируете вы работать «на себя» или стороннюю компанию, важно обязательное получение профильного опыта в сфере грузоперевозок, благодаря которому можно будет достичь профессионализма, получить квалификацию для решения самых сложных проблем на дороге.

Многие считают, что собственный бизнес в сфере грузоперевозок более выгоден в сравнении с работой на транспортную компанию. Это связано с тем, что спустя некоторое время появляются постоянные заказы и клиенты, а выгодные контракты позволяют зарабатывать гораздо больше в сравнении с наемной работой. Преимуществом станет выход на международные перевозки. Однако следует правильно расценивать свои силы, учитывать потенциальные риски при ведении деятельности, заниматься бухгалтерией и документооборотом.

При работе на транспортную компанию водитель получает гарантию своевременной выплаты заработной платы, возможность получения профессиональной квалификации на начальном этапе трудовой деятельности, наработать стаж и начальный капитал, благодаря которому в перспективе можно открыть свое дело в сфере региональных и международных перевозок.

Видео на тему: «Как стать дальнобойщиком?»

О них пишут книги и слагают стихи, им посвящают песни и не забывают поздравить с профессиональным праздником, об их нелегкой работе снимают фильмы и сериалы, а случаи из их жизни обрастают легендами и мифами. Кто же они? Рыцари с большой дороги, неисправимые романтики и бродяги на колесах. А если по простому, то шоферы-дальнобойщики, которые практически всю свою жизнь проводят в дороге и колесят по всему миру.

О них пишут книги и слагают стихи, им посвящают песни и не забывают поздравить с профессиональным праздником, об их нелегкой работе снимают фильмы и сериалы, а случаи из их жизни обрастают легендами и мифами. Кто же они? Рыцари с большой дороги, неисправимые романтики и бродяги на колесах. А если по простому, то шоферы-дальнобойщики , которые практически всю свою жизнь проводят в дороге и колесят по всему миру.

Несмотря на кажущуюся простоту (ну в самом деле, что может быть сложного в том, чтобы перевозить груз из одного города в другой) и некоторый ореол романтики профессию дальнобойщика очень сложно назвать легкой и безопасной. Незнание особенностей этой профессии приводит к тому, что большинство из тех, кто впервые садится за руль фуры только приблизительно представляет себе, чего следует ожидать от дальней поездки. Поэтому мы предлагаем Вам поближе познакомиться с профессией дальнобойщика и, перед тем как принять решение о выборе будущей специальности, взвесить все "за" и "против" этой работы.

Кто такой дальнобойщик?


Дальнобойщик - водитель (шофер) крупнотоннажного автотранспорта, который осуществляет транспортировку грузов на дальние расстояния. Дальнобойщик может быть как индивидуальным предпринимателем (при условии наличия собственного грузового автомобиля), так и наемным работником в транспортной или логистической компании.

О происхождении названия профессии дальнобойщик можно только предполагать. Согласно наиболее правдоподобной версии, слово дальнобойщик произошло от "дальнобой" - то есть, попадать с дальнего расстояния. Появление профессии относят к началу становления международных торговых отношений. Правда в древние времена товар доставляли из одной страны в другую по большей части с помощью гужевого транспорта (лошадей, верблюдов, ишаков и т.д.), а в роли дальнобойщиков выступали погонщики. В привычном нам понимании профессия дальнобойщика сформировалась только в начале 20 века, когда появились грузовые автомобили.

Современный дальнобойщик это не просто водитель грузовика, а в какой-то мере многоплановый специалист, который должен с легкостью ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление грузоперевозок, разбираться в особенностях работы автотранспортного средства, на котором он работает, обладать навыками автомеханика, знать и эффективно применять на практике основы дипломатических отношений (иногда дипломатия помогает сэкономить время и, чего уж тут греха таить, денег при общении с сотрудниками ГАИ или таможни).

В обязанности дальнобойщика, помимо управления транспортным средством, входит: проверка работоспособности и техническое обслуживание автомобиля (заправка, мойка, смазка и т.д.), регулярное прохождение техосмотра, устранение незначительных поломок. По договоренности с работодателем или заказчиком дальнобойщик также может взять на себя обязанности экспедитора и грузчика.

Каким личностными качествами должен обладать дальнобойщик?


Как уже упоминалось выше, работа дальнобойщика относится к достаточно тяжелым. Помимо того, что дальнобойщику приходится поднимать тяжести и иногда лежать на холодной земле под машиной (если в дороге произошла поломка), само управление многотонной фурой требует наличия большой физической силы. Прибавьте к этому большое эмоциональное напряжение, неизменно сопровождающее любые длительные поездки, стремление доставить груз в четко назначенные сроки, а также предельную концентрацию внимания на протяжении всего пути, и перед Вами предстанет "портрет" дальнобойщика, который должен быть:

  • ответственным;
  • пунктуальным;
  • выносливым;
  • сильным;
  • стрессоустойчивым;
  • здоровым;
  • коммуникабельным;
  • дисциплинированным;
  • неприхотливым;
  • терпеливым;
  • усидчивым.

И самое главное, сами дальнобойщики говорят, их профессия это не работа, а состояние души, поэтому настоящий дальнобойщик должен любить свою машину и чувствовать себя за "баранкой", как дома.

Преимущества профессии дальнобойщика

Основное преимущество профессии дальнобойщика очевидно - это возможность много и долго путешествовать как по необъятной территории России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • высокий уровень доходов - среди всех специализаций профессии водителя дальнобойщики являются одними из самых высокооплачиваемых;
  • востребованность - грузоперевозки относительно небольших партий товара автотранспортом сегодня являются наиболее экономически оправданными, поэтому услуги дальнобойщиков пользуются повышенным спросом;
  • большая география друзей - не секрет, что дальнобойщики часто "подбирают" в дороге попутчиков, мимолетное знакомство с которыми может перерасти в тесную дружбу. Да и практически в каждом пункте назначения, куда дальнобойщик хотя бы раз доставлял груз, у него обязательно возникают дружеские отношения с кем-нибудь из местного населения.

Недостатки профессии дальнобойщика


Недостатки профессии дальнобойщика так же очевидны, как и преимущества. Прежде всего, это те опасности, которые подстерегают его на пути:

  • аварии - попасть в аварию может даже самый опытный водитель, особенно если он управляет автомобилем несколько часов подряд;
  • плохие погодные условия - практически каждую зиму в СМИ появляются заметки о дальнобойщиках, застрявших посреди трассы из-за снежных заносов;
  • бандиты - случаи разбойного нападения на грузовые машины, увы, до сих пор встречаются;
  • проблемы с местными властями - особенно часто дальнобойщики сталкиваются с проблемами на погранично-пропускных пунктах.

Не стоит также забывать, что практически все свое время дальнобойщик проводит сидя, а питается преимущественно в сухомятку, что негативно сказывается на его здоровье. Поэтому уже через несколько лет работы многие дальнобойщики начинают страдать от гастрита, радикулита и сердечно-сосудистых заболеваний.

Где можно получить профессию дальнобойщика?

Для того чтобы получить профессию дальнобойщика не нужно иметь "за плечами" высшее образование. Да и вообще образование, в принципе, здесь не важно. Главное, уметь управлять транспортным средством, иметь права с открытой категорией "Д" (для этого необходимо пройти обучение в автошколе, и сдать экзамен в ГАИ), и иметь опыт управления грузовым автомобилем (не менее 3-х лет).

Но! Как мы упоминали выше, дальнобойщик должен уметь не только "крутить баранку", но и в случае необходимости отремонтировать автомобиль. Поэтому лучше всего, перед тем как "податься" в дальнобойщики, пройти обучение в средне-специальном учреждение по специальности автомеханик. Во-первых, Вы научитесь ремонтировать свою машину, и гарантированно не "застрянете" посреди трассы, а во-вторых, если по какой-либо причине (например, по семейным обстоятельствам или состоянию здоровья) Вам придется отказаться от профессии дальнобойщика, у Вас "в кармане" будет дополнительная специальность.

Получить специальность автомеханика можно в таких средне-специальных учреждениях, как:

  • Балаковский промышленно-транспортный техникум;
  • (Санкт-Петербург);


Похожие статьи